Блог Ольги Примаченко

Мужчины не плачут – и женщины не должны

Мужчины суровы: нервы как стальной канат, “это не слезы, это что-то в глаз попало”. Не таясь позволяют себе плакать разве что на кладбище и забирая жену с ребенком из роддома. И оттого их слезы воспринимаются как нечто такое, от чего самой хочется расплакаться – как от встречи с чем-то редким, и оттого особенно дорогим.

Нет, есть и такие представители сильного пола, которые плачут часто, много и без стеснения. Потому что так полезнее для здоровья – ученые доказали, что эмоции, загнанные внутрь, вызывают болезни и даже раннюю смерть. Не знаю, как вы, но меня эмоциональные мужчины (не темпераментные, а именно эмоциональные) настораживают: все время кажется, что ты рядом с ребенком находишься. Впору растеряться.

Но если мальчикам философия “мужчины не плачут” вводится в уши с детства, то девочкам перестает быть комильфо реветь лет с двадцати пяти. Если ты не актриса, аллергик или мим, будь добра, “не истери”.

Я знаю очень много мужчин, которых страшно раздражают женские слезы. Потому что это последний аргумент в споре и ссоре, жидкий эквивалент фразы “ты меня не любишь, ты плохой”. “Когда жена начинает реветь, меня внутри просто передергивает. Если в начале отношений это было чем-то из ряда вон выходящим и я старался сделать все, чтобы узнать причину горя, то после пяти лет брака эти ее всхлипы и завывания только раздражают, и я стараюсь уйти если не из дома, то хотя бы в соседнюю комнату”, – говорит Олег, чья жена Катя действительно всегда носит с собой носовой платок. Не бумажный, а такой, настоящий, как в детстве.

Вот и получается, что призыв “не плачь, будь женщиной” сегодня тоже постепенно становится нормой. Вместо “женщины” можно подставить и другие императивы – будь сильной, будь твердой, покажи характер, не ной. Плевать, что у тебя гормональный фон в течение месяца меняется как дурной – ты все равно не должна плакать на людях.

Слышала как-то одно мужское мнение: “Женские слезы на виду – всегда манипуляция, в одиночестве – вселенская печаль. В любом случае ничего хорошего в них нет”. Нет, ну конечно, лучше носить все в себе, и простое, честное, но “стыдное” признание “Господи, как же мне больно” – хотя бы перед самими собой – трансформировать в агрессию: в удар кулаком по стене, игру желваками, утопленную в пол педаль газа…

Главное, чтобы на лице при этом не было ничего, литая маска супермена, poker face. Даже когда внутри все с точностью до наоборот.

Александр: “Что сказать, да – я и сам иногда таким бываю. На работе, например. На каком-нибудь важном совещании. Эта маска – она вообще от страха во многом. Страха показать, что ты бываешь слабым, то есть не на 100% “мачо мэн”. Кажется, что от тебя такого и женщины разбегутся, и коллеги по стае уважать перестанут. В некотором смысле так и есть. Правда, есть исключения – люди, настолько сильные внутри, что могут себе позволить даже слабости”.

Кристина: “Мне кажется, в определенный момент своей жизни я вообще разучилась плакать. Не потому что не было поводов или причин – нет, этих-то как раз было предостаточно, причем веских. Просто зачем, если твои слезы трактовались как проявление слабости, роспись в собственном бессилии, просьба о помощи. Хотя мне всего-то надо было хорошенько прореветься, чтобы душевная боль не скапливалась в теле и не становилась со временем болью мышечной. В общем, с тех пор выход эмоциям я даю только в ванной под шум потока воды, чтобы никто из домашних не слышал. Сползаешь по стенке, складываешься пополам, кричишь вовнутрь, и как у маленького ребенка – липкая слюна из уголков губ. Минут двадцать так посидишь под горячим душем – и как-то легче становится. Кто-то пьет, кто-то ходит на бокс, кто-то глушит себя работой, я – плачу в ванной”.

Вячеслав: “Почему мужчины не проявляют эмоций? Думаю, в основном из-за неудачных моментов в личной биографии. Например, когда он бегал за девушкой, признавался в любви и из кожи вон лез, чтобы заслужить ее внимание, а в ответ напоролся на унижения и пренебрежительное отношение к себе, да к тому же все это могло еще быть выставлено на общественное обозрение и высмеяно. Как думаешь после этого себя будет вести мужчина? То-то и оно… Хотя, как мне кажется, в умелых руках любой “крепкий орешек” способен проявить свою эмоциональность”.

***

Не знаю, видели ли вы когда-нибудь, как плачут люди в транспорте. В вагоне метро, трамвае, автобусе, на остановке. Без всхлипываний, драматического сморкания и вздохов. А очень просто – молча, с застывшим выражением лица, устремленным в одну точку взглядом. У каждого – своя причина для слез, и каждый знает, что никто не бросится утешать. Это только дети умеют плакать по-настоящему горестно, до выворота наизнанку, чтобы за три минуты все выплакать и с легким сердцем жить дальше. Мы, взрослые, можем себе позволить такое только в крайние минуты отчаянья, да и то – когда никого нет рядом, чтобы не напугать.

Потому что обязательно ведь придут и начнут утешать: ну что ты, что ты, прекрати, зачем. И сказать в этот момент хочется только одно: это мое горе, и мои чувства, и я буду проживать его так, как посчитаю нужным. Хотя, конечно же, сказать так хочется наверняка только мне, зачем я обобщаю.

И вопрос, почти неприлично личный: когда вы последний раз плакали, из-за чего? И когда последний раз сдержали слезы – и почему?

« »