Только веселые, непонимающие и бессердечные умеют летать.
Я всегда, всегда, всегда хотела вырасти. Взрослость мне представлялась временем независимости от чужих идей, жестких систем, в которые тебя загоняют, как в корсет, и необходимости делить с кем-то жилплощадь.
Иногда мне кажется, что в свой первый брак я в буквальном смысле сбежала, и прежде всего – из дома, потому что жажда отделения была огромной, а мозгов, достаточных для того, чтобы придумать, как это устроить без решений такого масштаба, не нашлось. Поэтому поимела что поимела.
В принципе, дом, где я выросла, всегда казался мне тем местом, куда я могу вернуться, если прижмет, и где мне, по идее, всегда должны быть рады. Хорошо помню тот сеанс у психолога, когда она сказала мне, что это не так. Что дом родителей – это дом родителей, а твой – это тот, который ты построишь сама, так что будь благодарна, когда тебя пускают на порог как гостью, и не важно, сколько метров из него принадлежат тебе на бумаге. Оставь свое фырканье при себе и не лезь в чужой монастырь со своим уставом.
Эта истина тогда согнула меня пополам. Мне понадобилось несколько лет, чтобы по-настоящему ее понять. И начать взрослеть.
Потому что взрослость – это всегда про осознание цены и ценности: вещей, отношений, задач, последствий. Когда больше никто не придет и не спасет, и если ты решаешь пустить свою жизнь под откос – то вперед и с песнями. Только потом без нытья, жалоб и обид – их некому предъявлять. Перефразируя название одной известной книжки, «после восемнадцати – уже поздно».
Понимаешь, что взрослеешь, когда начинаешь беречь колени, правильно поднимать тяжести, досушивать до конца зимой феном волосы, радоваться, когда пальто прикрывает попу. Открываешь безыскусную прелесть обычных на самом деле вещей, чьим уродством так любят пугать в юности: колготок с начесом, теплых подштанников, хлопковых труселей. Это потом, когда спину прострелит, понимаешь, как мама была права. И уже сама высушиваешь каждый вечер ботиночки накануне, закрываешь на три оборота шею шарфом, без нытья надеваешь под свитер и гольфик, и маечку, если понадобится, а на голову не только безропотно шапку натягиваешь, но и весь капюшон.
В доме вдруг появляются ряженка и кефир, мази от растяжений в аптечке уверенно теснят алкозельцер, в морозилке – уже не только лед для виски, но и кости для супа. А когда в ящике для картошки однажды начинает храниться картошка, а не соседские санки, то вообще понимаешь, что обратной дороги нет.
А еще открываешь особую прелесть того, когда кормят тебя, а не ты. Возможность не становиться вечером за плиту воспринимается с искренней радостью, почти как подарок, и я без иронии – вы же помните: каждой работающей женщине нужна жена.
В какой-то момент равняешься в возрасте с родителями и вдруг понимаешь, что в твои 31 у мамы был уже семилетний сын, твой брат. Насколько же младше она была, слабее и хрупче, чем я сейчас: металась между садиком, работой и домом, стояла в бесконечных очередях, носила колючие шерстяные платья, накручивала волосы на бигуди. У нее не было ничего, что есть у меня сейчас, а у меня и сейчас нет того, что у нее уже было.
Ты взрослеешь, когда вместо отталкивающей усталости на лицах людей в метро начинаешь видеть за закрытыми глазами истории: вот здесь больной ребенок, здесь – распадающаяся семья, здесь – дети, которые не звонят, здесь – умер сын. И все эти глубокие морщины, опущенные уголки губ, плохо прокрашенные корни и стоптанные задники подошв немодных туфель – не от лени, недалекости, «серости» или пустоты внутри, а от жизни. Той самой, которая срать хотела на заверения вроде «возможно все», потому что «ничего» на минуточку возможно в не меньшей степени.
Хорошо, если рядом есть человек, на которого можно положиться и опереться, но еще лучше – иметь опыт стояния на своих двоих, ремесло, которое может тебя прокормить, и несколько сотен баксов в носке под кроватью на всякий случай.
Жизнь прекрасна и удивительна, Вселенная мудра и добра ко мне, но носочек никогда не повредит, никогда. Хотя бы потому, что в какой-нибудь холодный отчаянный день ты можешь пойти и купить себе чашку горячего шоколада.
Ты можешь.
Октябрь, 2016
Музыка: Cary Brothers – Alien.
Ira Sofia
22 октября, 2016 — 16:58
Да. Очень и очень да.
Я это осознала буквально позавчера, когда, расстроенная из-за несостоявшегося свидания, я внезапно проговорила, а потом и написала большой текст про то, что я-то у себя всегда буду. И я-то всегда должна быть с собой, за себя, потому что никому я не могу быть нужнее.
Думала, люди врут, что можно в одночасье повзрослеть. Но, по-моему, так и вышло.
Читательница
22 октября, 2016 — 17:24
Спасибо за душевный текст про взросление. И про носочек :) Очень здоровский пасаж про родительский дом. Такое зразу холодное ощущение приходит, когда понимаешь, что правила игры поменялись. У меня вот поздно пришло в 26. Что я уже не любимый ребенок, а гостья. Иногда я в радость, а иногда я мешаю. Больно конечно :) Ведь я люблю свой дом. Забочусь о нем как могу. А получается дома нет :) От тебя ждут, что вот когда уже повзрослеешь. Уедешь. Лучше чтобы сразу мужу на руки сдать, чтоб спокойнее было. А пока ты здесь, то только наша игра. Ни шага влево, ни шага вправо. И платишь за родительский кров отсутствием своего выбора. Ведь ты сначала должна отплатить за годы потраченные на тебя “правильной работой”, “правильным досугом” и нельзя показать, что тебе грустно. Очень красиво про лица людей в транспорте…
Ирина Теврдохлебова
22 октября, 2016 — 17:42
носочек под кроватью – в самое яблочко! Спасибо!!!!!!!
Инна
23 октября, 2016 — 15:23
Повзрослеть никогда не поздно! Повзрослеть и взять за себя ответственность. Если раньше родители решали, кем мне быть, то в 37 я уже точно знаю, чего я хочу и кем хочу быть)
попросила у них прощения, что пошла своим путём)
Olya
23 октября, 2016 — 17:28
“Самое страшное не то, что мы теперь взрослые, а то, что теперь взрослые — это мы” цитата из интернета. Пока живы родители, всё равно я останусь ребенком. Даже если я взрослая тетка и мне 30,мама мудрее меня на 25 лет. В нашей семье разрешается быть взрослым только старшему поколению. Есть даже возрастные традиции-пасхальные куличи может печь только старшая женщина. Сначала это была моя бабушка, теперь-моя мама и как бы моя тетя не продвигала свои фирменные рецепты на семейном совете, не печь ей куличей долго долго :) Я люблю Ближний Восток, с его самобытностью и традициями, деревенские дома с плоскими крышами-так проще надстроить еще один этаж для женившегося сына. Взглянув на дом, можно сказать сколько поколений там живут и сколько сыновей у хозяина дома. Конечно, Беларусь-не Ближний Восток, но психологам нужно помнить, что в каждой избушке свои погремушки. И даже если это идет вразрез с написанным в книге по психологии, есть семьи где и в 50 лет можно вернуться в отчий дом как и в 25 и получить нагоняй от мамы. И это не плохо(правильно-не правильно)-это по-другому.
Inara
23 октября, 2016 — 18:18
“потому что «ничего» на минуточку возможно в не меньшей степени”
как же я отчётливо помню, как эта мысль меня просто пронзила в самое сердце. Взрослеть и грустно, и смешно, и благостно, и тяжело….
Ирина
23 октября, 2016 — 19:02
Оленька, как всегда, пронзительно в самую точку! Спасибо! Спасибо за фразу, “что у мамы не было того, что есть у меня, а у меня и сейчас нет того, что у неё уже было” …. до слез …
Юля
24 октября, 2016 — 12:13
Ощущение взрослости настигает меня периодически. Когда пришла к младшему брату (у нас 11 лет разницы) на выпускной, а его одноклассники называют меня на вы. Чтооо? я ж сама позавчера школу окончила! Когда прохожу мимо компании молодежи, а внутри дергает это подростковое: “Блин, сча будут меня обсуждать”…а потом понимаю, что я для них взрослая тетка, и никакого дела им до меня нет. Или вот из последнего: переписывались с одноклассницей, которая живет в родном поселке. Кто кого видел, что про кого знает… “Вот Антошка приходил, хотел помещение арендовать, Ип открывает…” Боже мой! Она пишет: Антошка… и у меня перед глазами тот самый Тоник! сидит вот передо мной, оборачивается, чтобы изложение списать или спросить что-то… Одноклассникам всегда 17 лет! А мы тут про какие-то дела, детей, семьи… “Это еще что, – пишет одноклассница, – малой со школы приходит ( ее сын в первом классе у нашей первой учительницы) и говорит: нам Клавдия Михайловна задавала… А у меня сердце ёкает!” Выросли… когда только?!
Татьяна
24 октября, 2016 — 17:47
Оля, великолепный текст, спасибо! Вашей маме с вами повезло. Вы классная!
Дочки-матери, вечно актуальная тема… И больная. Цепляет всегда)
Мария
26 октября, 2016 — 22:52
А знаете, мне всего двадцать, и я сейчас в процессе взросления :) Не скажу, что уже выросла, но в процессе. Когда четвёртый год учишься почти за 1000 км от родителей, приходится становиться самостоятельной. Но мне важно знать, что я всегда могу приехать к ним, пусть даже в гости – это и замечательно. Могу поделиться любыми проблемами – меня всегда примут. А про маму фраза меня тоже зацепила, но лично у нас наоборот – у меня к моему возрасту есть больше, чем у мамы в её двадцать. Я считаю это просто стечением обстоятельств – в чём-то больше повезло, где-то важно, что у нас сейчас выше материальные возможности.
Спасибо за душевный текст, он заставил о многом задуматься)
Ольга Примаченко
27 октября, 2016 — 10:40
мария, я не совсем про материальные вещи говорила в сравнении с мамой – я говорила о самостоятельности и необходимости справляться с гораздо более сложными заботами и вызовами, чем мне сейчас )
нам сейчас гораздо легче – со всеми этими девайсами, интернетиком и устроенным бытом.
спасибо за комментарий!
Ольга Примаченко
27 октября, 2016 — 10:45
:) спасибо. мы, кстати, с павлом следующий выпуск “психологии навынос” посвятим именно отношениям взрослых детей с родителями (папа-сын, папа-дочка, мама-сын, мама-дочка), так что если есть вопросы – можно скидывать мне на ojka@bk.ru
Ольга Примаченко
27 октября, 2016 — 10:47
а вот так, незаметненько ) мне кажется, тут важно не впадать излишне в ностальгию. ну, было и было, а сколько еще будет! и чтобы это “будет” было приятным и светлым, надо сильно стараться уже сейчас, вот конкретно сегодня :)
Ольга Примаченко
27 октября, 2016 — 10:49
я сама ревела, когда это писала. что-то во мне это очень глубокое затронуло, что я даже не могу до конца осмыслить – настолько большое.
Ольга Примаченко
27 октября, 2016 — 10:49
а можете вспомнить, в какой момент? мне всегда очень интересен контекст, когда происходят озарения
Ольга Примаченко
27 октября, 2016 — 10:51
ну да. нет ничего “правильного” и “единственно возможного”. может быть абсолютно по-всякому. просто тебе в этом жить и что-то с этим делать (или не делать ничего). хорошо про погремушки, яркий образ, не слышала раньше такой пословицы
Ольга Примаченко
27 октября, 2016 — 10:51
:) поняли, приняли?
Ольга Примаченко
27 октября, 2016 — 10:51
:)
Ольга Примаченко
27 октября, 2016 — 10:52
“Иногда я в радость, а иногда я мешаю” – хорошо это честно для себя понять, но не делать из этого трагедии. :)
Ольга Примаченко
27 октября, 2016 — 10:53
ой, ир, а сколько таких моментов еще будет в течение всей жизни :)
Анна
28 октября, 2016 — 18:37
Ольга, здравствуйте! Перестали приходить ваши тексты!!! Очень их не хватает!!! Включите меня в рассылку, пожалуйста!
Ольга Примаченко
29 октября, 2016 — 11:21
анна, вы в рассылке, все в порядке ) просто самой рассылки сто лет уже не было. планирую сделать сегодня вместе с новым (сегодняшним) текстом )
Дарина
30 октября, 2016 — 15:20
Ольга, спасибо большое!
Хочу еще поделиться вот таким впечатлением: ощущение взрослости, – это, когда приезжаешь в дом своего детства и понимаешь, что теперь тебе о нем заботиться. Где нужно – починить, что нужно – принести, а ненужное убрать. Смазать петли в дверях…но не в калитке. Только не в калитке! Потому что калитка не скрипит, а поёт встречая любимую гостью. А гостья уже не самая маленькая. Самая маленькая – на ручках… И ты заходишь в дом с родными запахами, трещинками, неровностями. И он вновь становится большим и значимым, потому что у тебя на ручках малышка :)
Екатерина
30 октября, 2016 — 15:54
Оленька, спасибо за чудесный текст! Как всегда – в самую точку и до глубины души…
Ольга Примаченко
30 октября, 2016 — 21:26
спасибо!
Ольга Примаченко
30 октября, 2016 — 21:27
мне кажется, родительский опыт (как твой собственный) вообще глобально перекраивает все в тебе, делая гораздо объемнее и глубже. так что это вообще отдельный космос :)
Елена
1 ноября, 2016 — 12:15
Ой, про не любимый ребенок, а гостья, и не только в доме, но и в душе родителей – было очень тяжело принимать. Для себя определяла это как “похоронила родителей заживо”, и о сих пор так воспринимаю, особенно видя, что у кого-то это по-другому.
Юлия
1 ноября, 2016 — 21:06
Оля, читала про лица в метро и плакала. Как же верно и щемяще грустно. В нескольких предложениях столько жизни и правды
Алекса
5 сентября, 2017 — 18:21
Я заметила, ты достаточно часто упоминаешь про психолога. Интересно было бы узнать – а как ты выбирала психолога? как вообще понять твой это психолог или не твой? и нужен ли он нам? может мы сами все можем и без психологов?:)
Спасибо:*
Ольга Примаченко
6 сентября, 2017 — 11:57
я просто попала на один пресс-чай по работе, где среди спикеров в том числе была психолог. мне понравилась ее история жизни, такт и скромность. и я попросилась на сессию. отходила я в общей сложности совсем немного, может, занятий 5-6, не больше. так что советчик из меня такой себе ))
расстались не потому, что не понравилась в процессе – просто жизнь так завертелась в тот момент – активная, бурлящая, сбивающая с ног жизнь – что жить стало интереснее, чем анализ.
а потом я стала вести психологическую программу на пару с Павлом Зыгмантовичем и с тех пор пятый год получаю свою “терапию” в журналистском режиме)))
Наталья
6 сентября, 2017 — 13:31
Я очень рано оторвалась от родительского дома. Именно дома.. Родители и их любовь была ко мне до последнего их вздоха. И знаю и чувствую.
Так сложилось, что под “каток” истории (развал СССР) мои родители попали, и они (да и я следом) лишились своего привычного дома. Так что ощущения детства только в памяти..
Я, иногда, ощущаю себя злой матерью, прививая своей “маленькой” доченьке (18 лет) стремление к самостоятельности. Но я повидала уже много жизненных проблем, если не сказать трагедий, когда дети с родителями вместе, “на всю родительскую жизнь”. А своей потом и не складывается.
Я и сейчас говорю – мой дом, мои правила.
А в гости – всегда пожалуйста, и поддержка от меня будет всегда..Потому что просто люблю.
Марина
23 октября, 2017 — 09:20
Большое спасибо, Оля, прямо до слёз местами. Лечит.
Ольга Примаченко
25 октября, 2017 — 09:35
я всегда очень радуюсь, когда так.
Инна
20 апреля, 2018 — 16:10
В какой-то момент равняешься в возрасте с родителями и вдруг понимаешь, что в твои 31 у мамы был уже семилетний сын, твой брат.
Совсем недавно пришло осознание, что мне сейчас столько же лет, сколько было маме, когда я в первый раз выходила замуж … это так странно ? даже не знаю, что чувствую по этому поводу – не страх, легкую грусть наверное …
А что такое подступающая старость (ну ладно, не старость пусть будет “взрослость”) поняла по-настоящему, когда пару месяцев назад муж притащил домой целый пакет абсолютно новых, в упаковке, белорусских трикотажных труселей ? Знакомый отдал ему “на тряпки в машину”. Удивительно, там даже мой размер нашелся! Мне они чот так понравились, что я решила оставить их себе. Обожаю в них спать ? а он каждый раз ржет, но смотрит так ласково, что я понимаю, эти вот “труселя” для него намного сексуальнее кружевных “веревочек в попе” ?