когда мир сжимается в точку
и расширяется до Вселенной,
чтобы дышать и жить
С. Землянская
Выкарабкиваюсь из тяжелой ангины. Той самой, которая развивается стремительно, как истерика: какой-то час – и твое тело больше не принадлежит тебе. Экстренная мобилизация всех систем, подъем по тревоге.
Тело уходит на войну, оно тысячелетиями училось выживать, справляться с набегами. Слышишь, как бьют колокола в висках, как горит кожа? Миллионы солдат отправились за тебя воевать, развели костры; прими эту жертву с благодарностью, приспусти флаги.
Эта традиция появилась в 17-м веке у британских военных моряков. После боя флаг приспускали на расстояние, равное его ширине, так как его место занимал невидимый флаг смерти.
Болезнь учит смирению и пониманию того, насколько иллюзорна степень нашего контроля над происходящим. Я строю планы – Бог смеется, и то немногое, чем я действительно могу управлять, оказывается на уровне решения добавлять сахар в молочное желе или нет. Каждый день кто-то бросает игральные кости заново – и я просто делаю все, что могу, с тем, что есть.
Болезнь в который раз показала мне, как важно, чтобы в тяжелые моменты кто-то был рядом. Кто будет держать тебя в руках, когда нет сил в собственных; обтирать тебя, горящую, тряпкой с уксусом в пять утра; ходить в аптеку за таблетками; возвращать с того света.
В фильме «Кукушка» есть потрясающий эпизод (81-я минута), когда девушка-саамка пытается вернуть финна, подстреленного русским и находящегося без сознания, «из страны мертвых» с помощью шаманского ритуала. Она рассказывает, что ее бабушка умела это делать – превращаться в собаку и своим лаем возвращать «уходящего».
«Я верну тебя с пути смерти, я перехвачу тебя по дороге в царство мертвых. Вернись, услышь вой собаки и вернись – она сторожит твой очаг. Я ветер, я сильный северный ветер, который отнесет тебя к берегу», – шепчет Анни, бьет в бубен, дует солдату в ухо и протяжно, по-собачьи, воет. И это возвращает душу Вейко в его тело.
Я вспоминаю этот эпизод, когда мы с Сашей ссоримся, и я чувствую, как он уходит от меня под толщу воды, закрывается на семь замков, отдаляется на расстояние дня пути. И тогда вместо того, чтобы разозлиться, плюнуть, послать все к черту и хлопнуть дверью, я начинаю говорить, потому что интуитивно понимаю, что не важно, что именно я сейчас говорю, – важно, чтобы он слышал мой голос. Потому что мой голос – это я, и я здесь, и я никуда не уйду, и я выбираю не уходить.
И я выбираю говорить, потому что мне не все равно. Потому что я знаю, во что превращаются браки, в которых не говорят, в которых не возвращают, – и царства семей превращаются в царство теней, и тогда мы уходим туда, где слышим голос.
Из-за обиды или злости Другой может не разбирать наших слов, не понимать их смысла, но пока он слышит наш голос, он будет знать, что его зовут, что он нужен здесь, что он нужен. Недаром родные говорят с людьми, впавшими в кому, а матери – с ребенком, которого носят под сердцем, особенно если есть угроза его потери. Сами того не ведая, мы используем голос как средство связи, как прочную нить, как брошенную через туман рыбачью сеть, как удары бубна и лай собак, превращаясь в северный ветер, зовя обратно.
Если ты спросишь меня, а чего вообще стоило заморачиваться, чтобы прийти в этот мир, я отвечу: хотя бы потому, что здесь есть дождь, собаки и Glory Box в исполнении Джона Мартина, мамины глаза и большие папины ладони, друзья, которые молятся за тебя, и враги, которые однажды пройдут мимо, не навредя.
Если ты сейчас потерялся,
иди на мой голос.
Если понадобится,
я буду говорить всю ночь.
Музыка: Kate Tucker & The Sons Of Sweden – Everything Went Down.
Сентябрь, 2016
Алёна из Киева
24 сентября, 2016 — 22:04
ой, как знакома тема молчания и голоса:) и того, что уходят всегда туда, где слова.
Спасибо, что выразила это и дала этому название)
есть смысл в том, что одни это чувствуют и не могут выразить, а другие – наоборот. С тех пор, как я это осознала, мне такие ситуации всегда теперь напоминают о внутреннем взрослом и младенце (не люблю такой интерпретации, но здесь она уместна), которые различаются тем, что один говорить умеет, а второму пока не дано)))
очень зрелые слова, Оля)спасибо))
p.s. выздоравливай!)
Читательница
24 сентября, 2016 — 22:53
Спасибі!
Katerina
24 сентября, 2016 — 23:16
даже не знаю как выразить…
но страшно становится, когда голоса родные и любимые начинают истираться из памяти и становятся размытым воспоминанием. и ты начинаешь рассказывать их истории, при этом ловить себя на мысли, что это все неправильно как-то звучит, но все равно звучит.
спасибо за замечательный текст)))
Айжан
25 сентября, 2016 — 05:53
Поправляйтесь! Важно не только быть голосом, но и услышать чей-то. Особенно, если ты не умеешь позвать, хотя бы уметь откликнуться, не погружаясь глубоко в себя.
И еще, просто спасибо за ваши мысли, за то что делитесь, за музыку и настроение. Для меня оно всегда веет теплом. Если в ленте фб есть новое из блога, я не смотрю ленту, когда тороплюсь пробежаться по новостям. Я закрываю сеть, что бы не потерять пост в ленте. Что бы вернуться и проникнуться текстом, не торопясь, когда есть время.
Алекса
26 сентября, 2016 — 09:05
Спасибо. Как всегда волшебно, проникновенно, вовремя.
Ольга Примаченко
26 сентября, 2016 — 13:51
спасибо. меня всегда очень трогают и греют такие вот рассказы о том, как происходит встреча с текстом.
я уже почти выздоровела. думаю, не без того количества добрых мыслей, которые были мне посланы как друзьями, так и читателями. спасибо!
Ольга Примаченко
26 сентября, 2016 — 13:53
катерина, а вы меньше оценивайте, правильно или неправильно это звучит. хорошо, что дар их слышать остался (если, конечно, мы сейчас не говорим о голосах, которые не поддерживают, а долбают, долбают, долбают, нашептывая, какая ты неумеха и вообще кривая и неправильная). такие голоса тоже могут быть, но думаю, это не ваш случай :)
Ольга Примаченко
26 сентября, 2016 — 13:54
спасибо :) и да, я тоже не люблю вот это вот разделение на взрослого и младенца :)
почти поправилась!
Ольга Примаченко
26 сентября, 2016 — 14:11
:)
Ольга Примаченко
26 сентября, 2016 — 14:12
спасибо вам :) я всегда очень ценю, когда люди находят время просто сказать спасибо в этом бешеном мире, где нет времени ни у кого и ни на что :)
Елена
26 сентября, 2016 — 23:20
Огромное Спасибо Вам Оля за то, что Вы делаете…!!!!!
Ольга Демидюк
6 октября, 2016 — 22:31
Олечка! До мурашек…так проникновенно…самые мои строчки, это друзья, которые молятся за тебя..и вот: Сами того не ведая, мы используем голос как средство связи, как прочную нить, как брошенную через туман рыбачью сеть, как удары бубна и лай собак, превращаясь в северный ветер, зовя обратно.
И я сейчас так слышала твой голос..нежный, певучий, красивый…
Спасибо!
Ольга Примаченко
7 октября, 2016 — 13:16
оля, ТЕБЕ спасибо огромное!
Елена
9 октября, 2016 — 11:13
Какая замечательная статья. Спасибо. Разговор, интонации голоса так часто необходимы, мне, по крайней мере. В последнее время часто окружающие люди общаются молча с “гаджетами”, а я очень люблю выслушать, и просто поговорить.
Екатерина
10 октября, 2016 — 18:19
Оленька, как всегда – супер! Спасибо тебе огромное!
эльвина
25 сентября, 2017 — 14:17
Очень интересное описание болезни, хочется прочувствовать, но не в смысле заболеть. Спасибо.
Лаура
25 сентября, 2017 — 22:25
Благодарю, что-то проснулось внутри, слов нет это выразить. Спасибо