Любовь Дьякова – учредитель детского клуба «Маячок» и педагог-дошкольник по образованию – это человек, которого хочется слушать бесконечно. Редко выпадет удача встретить кого-то с настолько интересным жизненным опытом, о котором рассказывается по-человечески легко, педагогически системно и по-женски красиво.
Сегодня в Гнезде мы впервые будем говорить о детях. Об ошибках, допускаемых родителями в общении с ними (и какими проблемами в речевом развитии они чреваты), и о том, почему не нужно учить ребенка читать в 3 года, чтобы «догнать и перегнать» остальных, а также дарить ему в этом возрасте пазлы с изображением мировых архитектурных шедевров.
– Любовь Викторовна, расскажите, как пришли в профессию, – насколько я знаю, педагог в вас периодически, по вашему же выражению, «боролся с коммерсантом»…
– Да, и последний так и не смог его победить! (Смеется.)
Я окончила физико-математическую школу. Когда учительница математики узнала, что я пойду учиться на педагога-дошкольника, она бросила мне в спину в сердцах журнал: «Да ты же не сможешь в бабском коллективе!». Судите сами: я по жизни больше дружила с мальчишками, у меня математический склад ума, я всегда была в классе лидером и росла под влиянием старшего брата – поэтому выбор профессиональной сферы, где практически одни женщины, выглядел для нее крайне странным.
Приятных воспоминаний, которые могли бы вдохновить меня пойти по стопам детского воспитателя, у меня тоже не было. Однажды в садике я лизнула железную лестницу от горки на морозе – язык, естественно, прилип, но воспитательница не придумала ничего лучше, чем ударить меня с размаху по голове с криком «бестолочь», из-за чего половина языка на той лестнице и осталась, а я сидела с полным ртом крови.
Но одно я помню точно: с тех пор, как мне исполнилось девять, соседи спокойно оставляли на меня своих детей, потому что знали, что если ребенок описается, я не только поменяю ему штанишки, но еще и постираю. Мне доставляло огромное удовольствие заботиться о младших, я обожала сидеть с малышней. Была во дворе самая нянька. Мама говорила: если во двор вышел кто-то с коляской, я спокойна – Люба там. Но если никого нет – то Люба на дереве.
Будучи уже в декрете и уехав вслед за мужем по распределению в Мариуполь, я устроилась заведующей колхозным детским садиком, который оказался насквозь завшивленным (о чем я узнала уже только тогда, когда начала там работать). Ниттифора тогда – в 90-е годы – было не купить, и тут – «не было бы счастья, да несчастье помогло»: я случайно провалилась в открытую решетку в переговорном пункте. Меня донесли до аптеки, в которой фармацевтом работала моя тезка. Мы разговорились – и так благодаря моей общительности у меня появился в аптеке блат и заодно 20 бутылок дефицитного средства. Каждое утро я начинала с того, что становилась на входе, проверяла детям головы и мыла тем, кому было нужно. Оля, я брезгливая до безобразия, но когда у тебя в руках завшивленная голова ребенка, ты переступаешь через все. У меня тогда прием детей длился 2,5 часа! Я выкинула завшивленные ковры, тюфяки и кровати, вытребовала у председателя колхоза новую мебель и игрушки – но как только два обещанных месяца истекли, я сбежала. (Смеется.)
– А почему сразу не отказались от такого «хозяйства»?
– Потому что пообещала, а слово надо держать. Папа у меня был директором завода и с детства приучал к тому, что «если не хочешь – не берись, но если уж взялась, то делай как надо». Я с седьмого класса после занятий в школе работала у него на заводе дворником: другие уходили уже через два часа, а я еще семь часов мела – чище участка ни у кого не было. Я не могла подвести папу!
– Когда много лет спустя вы создавали собственный детский клуб, к чему стремились прежде всего?
– Создать такое место – от интерьера до обучающих программ – о котором, когда была молодой мамой, мечтала сама. Когда «основные» деньги уже заработаны, насущные проблемы решены, а дети выросли, хочется посвятить себя делу для души – уже без страха и оглядки.
– Ежедневно работая с малышами и общаясь с родителями, чувствуете ли вы разницу между тенденциями в воспитании сейчас и тем, например, что было лет пятнадцать назад?
– Мне сложно говорить за всех – Клуб «приучил» меня к думающим и внимательным родителям, которые руководствуются не интернетными веяниями, а здравым смыслом. Но я живу не в вакууме, и как человек общительный, часто беседую на эту тему с коллегами-педагогами, детскими психологами, дефектологами, слышу истории от знакомых, вижу сюжеты в СМИ. От многого становится грустно, особенно – как легко некоторые современные родители забывают важную истину: информация, которую они дают детям, должна быть прикладной и поступательной, то есть, во-первых, ребенок должен соотносить то, что вы ему начитываете, со знакомой ему действительностью, а во-вторых, знания должны преподноситься от простого к сложному.
Это – азы, о которых многие забывают, а потом идут на прием к детскому психологу с вопросом, почему у ребенка нервный тик и ему снятся по ночам кошмары. И когда психолог спрашивает, какие книжки читают трехлетнему малышу перед сном, оказывается, что «Волшебника Изумрудного города», которого ребенок способен адекватно воспринять только в лет десять… На предложение почитать малышу вместо Волкова что-то более соответствующее возрасту, иные мамы искренне негодуют: «Что мне ему – сказки читать, что ли?!»
Сегодня модно быть «продвинутыми» родителями и «растить» вундеркинда уже с пеленок, но знаете, в чем подвох? Вокруг множество детей 3-4 лет – ходячих энциклопедий, которые сыплют словами «комета», «вулкан» и «молекулы», о которых им читали родители, но которые не способны соотнести эти понятия с изображением на картинке. Потому что эти знания даются настолько рано, что еще не встраиваются в детскую систему мира, не являются для них прикладными. Ребенок что-то слышал, но не знает, к чему это.
– Как в той поговорке – слышу звон, да не знаю, где он?
– Именно! Та же ситуация, когда мама в погоне за «ранним развитием» покупает малышу пазл с изображением Эйфелевой башни – чтобы «он знал, что это такое». А ребенок в этом возрасте различает разве что образы волка с зайцем.
Запросы, которые родители в развивающие центры отправляют, им и возвращают – это бизнес: спрос рождает предложение. Но когда в развивающем центре дошкольнику дают понятия отрезка, прямой и линии, лично у меня возникает вопрос: зачем?! что здесь прикладного?
Мама гордится перед знакомыми, что трехлетний сын читает наизусть Есенина – а ведь ребенок при этом не понимает из этого стиха ни-че-го… О каком Бармалее вы говорите, вы что! деревня!
Количество ненужной – не по возрасту – информации, которой забивают сегодня голову детям, зашкаливает. А тем временем дефектологи бьют тревогу: у детей все хуже и хуже речь. Если я увижу сегодня в старшей группе дошкольников хотя бы десять человек, способных составить связный рассказ по картинке, я расцелую их родителей.
Будущая связная речь ребенка формируется уже тогда, когда сам он еще не говорит, но разговаривают с ним. Слыша правильную речь родителей, ребенок, при отсутствии физиологических проблем, начинает говорить так же. Поэтому в семье с двумя детьми младшие начинают говорить раньше и быстро переходят со словосочетаний на предложения – повторяя за старшими.
Чтобы ребенок хорошо говорил, с ним нужно играть и заниматься творчеством! При этом «играть» с детьми «должны» не в садике, а родители. Игра развивает речевой центр, а занятия творчеством – моторный, который в мозгу находится рядом с речевым, поэтому когда развивается моторный, автоматически «подтягивается» развитие речевого.
Через моторику развивается речь ребенка. Обычно не бывает детей с развитой речью и плохой моторикой. А вот ребенок с неразвитой речью, как правило, всегда с плохой моторикой.
И да – чтобы развивать у ребенка моторику, нужны силы, терпение и неслабые вложения на расходные материалы. Грустно, когда о том, что есть ножницы для леворуких и праворуких, многие родители узнают только у нас в Клубе…
– Любовь Викторовна, но сегодня и вправду нужно очень много работать, чтобы обеспечить себе достойную жизнь. Естественно, устаешь. Придя домой, как-то не до игры в «магазин» и «дочки-матери»…
– Оля, а никто не говорил, что будет легко. Но если не хотите проблем в будущем, ищите время для общения с ребенком. Показательный пример: у нас напротив Клуба детская площадка. Смотреть туда без слез невозможно: стоят (а чаще – сидят с ногами на скамейке) десять мам в телефонах, а десять детей играют в разных точках по периметру. Не друг с другом, заметьте, а в одиночку. Мы уже вырастили одно поколение «двухпальцевых», которые не умеют общаться и предпочитают живому собеседнику гаджет. Теперь «двухпальцевые» родили еще одно поколение «двухпальцевых» – и не понимают, «что не так» с их детьми, почему они асоциализированы и избегают друг друга.
Я когда уехала с маленьким сыном в Мариуполь, то на фоне детей за неделю подружилась с соседями вокруг: мы поочередно пекли пирожки, воскресенье было у нас пельменным днем, да и в целом взаимовыручка была колоссальной – всегда было кому присмотреть за ребенком при необходимости отлучиться.
К сожалению, хороший ребенок сегодня – это удобный ребенок: тот, которого можно оставить играть в гостиной одного и он там будет часами молча сидеть, погруженный в гаджеты или телевизор…
Если исключить такие сложные сценарии развития, как родовые травмы, синдром Дауна, ДЦП, иные нарушения генетического кода, то по моему опыту и наблюдениям коллег-дефектологов, в абсолютном большинстве случаев замедленного речевого развития виноваты родители, которые не играют и не разговаривают с детьми. Последние растут с ними параллельно.
Ребенок, не будучи способным выразить свою мысль или просьбу вербально (и получить желаемое), злится, заменяет речь жестами, неадекватно реагирует, сучит ногами. Его нервная система в этот момент испытывает перегрузки, а поведение агрессивно. Родители страшно устают от этой абракадабры, кричат и раздражаются. Другие дети не охотно принимают такого ребенка в круг и, в отличие от взрослых, даже не пытаются понять, чего он хочет, – он им не интересен. В итоге ребенок закрывается, что только усугубляет ситуацию, поскольку нет общения – нет развития речи.
К сожалению, сегодня все идет к тому, что таких детей с каждым годом будет становиться больше, а наполняемость речевых классов – возрастать. Дефектологи не справятся с этой проблемой без помощи родителей. Дорогие мамы и папы, говорите и общайтесь с ребенком – не по выходным, не тогда, когда чувствуете себя отдохнувшими и выспавшимися, а каждый день.
Я убеждена: развитая речь – это показатель развития интеллекта, ведь речь – это не только способ что-то попросить, но и спросить, проявить любопытство, выразить эмоции.
В мое время у родителей было заведено обязательно читать ребенку перед сном книжку, а просмотр телевизора был ограничен. Знаете, чем сегодня хвастаются некоторые родители? Что ребенок может самостоятельно включить телевизор и набрать на пульте цифру канала с мультиками. Или запустить на айпаде Youtube и найти нужный мультик там. Зато я ни разу не слышала, чтобы кто-то гордился тем, что его ребенок может в два года рассказать стишок Агнии Барто или Чуковского. Телевизор и айпад становятся заместителями внимания родителей, но не способны заменить живое общение, необходимое для развития.
Честное слово: я когда слышу от мам, что они вместе с трехлетним ребенком вместе пекли на кухне – какие-нибудь там кексы тыквенные или пирожки, например, – я расцветаю от счастья. Я восхищаюсь такими мамами!
– Но как можно отказаться сегодня от гаджетов? Это же часть жизни…
– Я не говорю, что ребенку запрещено смотреть телевизор – пусть смотрит, но ограниченно, 15 минут в день и только на определенном расстоянии. Поймите: ребенку можно купить тысячу игрушек, но научить его играть – это работа. В противном случае роскошные детские кухонные модули для сюжетно-ролевых игр становятся бесполезным хламом: ребенок не понимает, что с ними делать. Ему редко доводится наблюдать за мамой на кухне в реальной жизни, посильно «участвовать» в ее заботах, готовке – ведь обычно мама возится на кухне тогда, когда он спит, – «чтобы не мешал».
– Знаете, иногда кажется, что когда маленький ребенок начинает плакать, не получив желаемое (тот же мультик, например), то ему до фонаря разговоры-уговоры взрослых…
– У детей в три года происходит кризис возраста – период, когда они пытаются «продавить» взрослых и учатся манипулировать ими с помощью слез и нытья. Поэтому так важно и обоим родителям, и педагогам выступать в этот момент единым фронтом и устанавливать разумные и четкие границы дозволенного, выход за которые для ребенка не допустим. Эти требования не должны различаться (дома – одни, у педагогов – другие, у бабушек с дедушками – третьи), поскольку это травмирует психику ребенка, сбивает их «систему координат». Старайтесь найти золотую середину «можно/нельзя» и не метаться по прямой от запретов всего и вся до полной вседозволенности.
Причина детских поведенческих проблем всегда в семье, даже если это проблемы в школе. Когда я на своих детях вижу изъяны, я знаю – это только моя вина и ничья больше.
Я верю, что все дети рождаются замечательными, а портим их мы, родители. Когда не общаемся, когда не говорим, когда не слышим. Давайте находить время услышать, что наши дети пытаются нам сказать, ведь они нас чувствуют и понимают лучше, чем мы себя (вспомните: стоит нам занервничать – тревожится и ребенок). Если мы говорим о своих чувствах, называем их, проговариваем, то и ребенок будет учиться говорить о своих.
– Ох, о скольком еще спросить хочется… Но усилием воли задам последний вопрос, классический: когда бы вы посоветовали учить ребенка читать? Чтобы не рано, не поздно, а в самый раз?
– Читать – это как кататься на велосипеде. Если ребенок к этому готов, он быстро научится это делать, а если физическое состояние еще не позволяет дотянуться до педалей, то любые усилия напрасны.
Читать, считать, писать – это умения, а есть навыки и платформы: развитые речь, память и мышление. Если платформы созданы и устойчивы, а не на курьих ножках, то на них можно с успехом положить все остальное. Недаром говорят, что научившись учиться, ты можешь стать профессором чего угодно.
Главное в обучении чтению – привить интерес к чтению, любовь к книге: читайте ребенку хорошие книги сами! Увлекайте его ими, а не заставляйте быстро складывать из слогов слова. Тысячи детей читают механически, совершенно не понимая, о чем, – и не в состоянии пересказать прочитанное. Зачем вам такое «чтение»?
Насильно учить чтению не надо, это всегда что-то надрывает, надламывает в ребенке. Вот вы, Оля, много ли знаете людей, которые продолжают играть, окончив музыкальную школу и ходившие туда через «не хочу»? (Смеется.)
Познакомиться, «подружиться» или задать вопрос Любови Викторовне можно на ее странице в Facebook (или в комментариях под статьей). А о детском клубе «Маячок», принципах его работы, методиках и полезных и интересных штуках о воспитании дошкольников (точнее, о взаимоотношениях с родителями), она рассказывает в своем большом и местами весьма провокационном интервью здесь.
Елена
11 марта, 2016 — 15:52
Читаю с мысленным “дададада!” Как приятно, что педагог подтверждает те вещи, которые я понимаю интуитивно.
И я горжусь, что знаю девочку, которая в 2,4 года рассказывает Мойдодыра наизусть))) хотя мой сын в 2,3 еще слабо говорит.
Не так давно играем по методике Тепляковой – очень созвучна она с вышесказанным. Свободная и творческая игра – самое ценное для дошкольников!
Юлия
12 марта, 2016 — 12:07
Ольга, спасибо вам за чудесную статью! Как будущему педагогу-дошкольнику очень интересно было читать материал с такой легкой подачей. Любовь Викторовна – вы гений!) То, о чем нам рассказывают на лекциях, с такою любовью воплощено в вашем детище – “Маячке”. Да и про свой родной город было приятно слышать:) Огромное спасибо.
Ирина
13 марта, 2016 — 10:03
Простите, а что нужно делать если язык прилип к металлу на морозе?
Я в детстве так и не набралась смелости попробовать… ;-)
Ольга Примаченко
13 марта, 2016 — 10:53
говорят, нужно полить теплой (но не горячей) водой))
Ольга Примаченко
13 марта, 2016 — 10:54
спасибо вам за теплый комментарий!
Ольга Примаченко
13 марта, 2016 — 10:54
спасибо за комментарий!
Ирина
13 марта, 2016 — 12:28
Спасибо! ;-)
(но пробовать все равно не буду)