«Внутри себя я всегда иду Домой» – эта фраза уже давно стала моим негласным девизом. Ну а пока о собственном жилье можно только мечтать, я листаю журналы и вдохновляюсь чужими интерьерами, глядя на которые, не веришь, что все они начинались с голых стен, равно как и сам дом когда-то – с пустого места.
«Что такое дизайн-проект и почему все с ним так носятся, если можно просто нарисовать, где что будет висеть и стоять? Насколько я как хозяйка дома могу участвовать в процессе и корректировать то, что мне предлагает дизайнер? Почему я вообще должна верить чужому человеку? Как долго длятся строительные работы и, главное, не придется ли мне в итоге продавать почку, чтобы оплатить выставленный счет?» – к руководителю дизайн-студии Rhome Сергею Рассеко я шла с кучей невежественных, но честных вопросов.
– Когда я прихожу в парикмахерскую, я редко точно знаю, чего хочу. Обычно мой запрос звучит как «сделайте мне красиво». К вам такие часто обращаются?
– Обычно те, кто приходит за дизайном интерьера, четко знают, чего хотят. По крайней мере, в каком стилистическом направлении (хотя то, что «классика» – это барокко и рококо, а не «стандартный евроремонт», для многих становится сюрпризом).


Приносят распечатки из интернета, вырезки из журналов. То есть люди имеют представление, что им надо, но не знают, как это реализовать. Часто бывает так, что приносят фотографию, сделанную в доме со вторым светом (так называется отсутствие межэтажного перекрытия, т.е. когда пространство первого и второго этажа объединены), где с потолка свисает массивная люстра, в центре комнаты стоит роскошный обеденный стол, интерьер нежно освещен закатными лучами, и говорят: «Вот, хотим точно так же! Только у нас потолки 2,50…». А ведь некоторые фишки будущего дизайна необходимо закладывать еще на этапе строительного проекта дома, а не потом.

Кстати, часто дизайн-проект, основанный на референсах клиента и «вписанный» в его реальные жилые метры, выглядит далеко не так эффектно, как он ожидал, и от идеи приходится отказываться.
Раньше дизайн обычно заказывали «с нуля», построив дом или квартиру. Сейчас же гораздо чаще стали поступать запросы со вторичного рынка: от тех, кто купил жилье и решил переделать под себя либо устал от старого интерьера, в котором прожил 15 лет.

– Сергей, что включает в себя дизайн-проект и из каких этапов состоит работа? Насколько глубока включенность в процесс меня как заказчика?
– Дизайн-проект – это документ, состоящий из двух частей: 3D-визуализации (смоделированных в специальной программе фотореалистичных картинок вашего будущего интерьера) и технической документации.


А вообще работа строится так: сначала мы выезжаем на объект и составляем план обмера помещений, изучаем, как проложены инженерные коммуникации (все это занимает примерно 1-2 часа). Далее анкетируем человека, выявляя его предпочтения (расспрашиваем об увлечениях и хобби, выслушиваем пожелания, изучаем предоставленные референсы). Делаем несколько вариантов перепланировки помещения (с переносом стен, электрики, сантехники, радиаторов) – чтобы выжать максимум из типовой квартиры и предложить больше, чем в нее было заложено.
Даже те, кто вначале категорически сопротивляется идее перепланировки, потом меняет свое мнение, поняв, что пространство становится намного функциональнее и комфортнее (тем более, что сегодня все больше квартир строят со свободной планировкой, но даже в обычных панельках можно многое подстроить под себя). Перенос стоит недорого – пугает, скорее, сложившийся стереотип о сложности этого процесса. Согласованием перепланировок занимается наш партнер-подрядчик – каждый предлагаемый нами проект обязательно предварительно проверяется на возможность реализации. (Несущие конструкции мы без специалистов не трогаем и не советуем это делать никому!)
Далее в контексте задуманной перепланировки делается план расстановки мебели, анализируется эргономика (соотношение эстетики и удобства). План согласовывается с заказчиком, после чего мы, исходя из озвученного бюджета на ремонт, едем с ним в салоны и подбираем необходимые материалы (плитку, напольные покрытия, обои, мебель и т.д.). Параллельно клиенту объясняются различия между тем или иным материалом, чтобы он понимал, чем паркет под маслом, например, отличается от паркета под лаком (раскрываем секрет: если по первому пробежаться на каблуках, то на солнце след от них не будет виден). Это нормально – не знать этих нюансов на этапе задумки ремонта, но принимать решение о покупке надо в полной осведомленности о плюсах и минусах. То же и с теплыми полами – если они планируются, мы сразу просчитываем, какие будут энергозатраты и какую сумму уже сейчас заложить в будущие коммунальные платежи, чтобы не получилось, что вы по незнанию «закатали деньги в пол».
Следующий шаг – подготовка дизайнером 3D-визуализаций согласно утвержденному плану и на основе предпочтений заказчика в цвете, стиле и материалах (а после салонов, когда человек все увидел своими глазами, потрогал на ощупь и поддержал в руках, мы уже досконально знаем, что ему нравится – матовые фасады или глянцевые, камень или дерево и т.д.). Это время грамотной расстановки акцентов и работы с объемами, то есть анализом «заполненности» помещения не только исходя из высоты потолка и длины стен, но и габаритов планируемой мебели. Обыкновенная схема расстановки на бумаге такого глубоко погружения в пространство не дает – а здесь дизайнер буквально физически чувствует, как взаимодействуют элементы интерьера друг с другом и действительно ли будет комфортно сидеть в кресле, которое вы так настойчиво пытаетесь поставить в левый угол.
Как итог – финальная презентация проекта заказчику. Нет, это означает, что теперь все будет так и только так, если что-то не нравится – возможны корректировки.
– А бывали случаи, когда заказчику «всё не нравится»?
– Бывали. Но это не «конец, все пропало» – просто работать придется дольше. Другое дело, что когда в работу над проектом плотно включается заказчик со своими «креативными идеями», ничего хорошего обычно не выходит. Одно время в дизайнерской среде даже ходила шутка такая: в московских интерьерах чувствуется рука дизайнера, в минских – рука заказчика. Когда из дизайнера делают карандаш и начинают им рисовать – обычно получается самый плохой дизайн на свете.
Дизайнерский проект держится на комплексном подходе, когда комнаты «дружат» друг с другом, а не пытаются соревноваться, какая из них «пабагаче».
После утверждения визуализации, интерьер переводится на язык технической документации (своеобразная инструкция по сбору вашей квартиры, как столика из ИКЕИ) с комментариями для строителей (если нужно, мы можем предложить бригаду проверенных специалистов, но вы можете как нанять своих людей, так и делать сами, если умеете).
Розетки и выводы для интернета планируются исходя из ваших потребностей, равно как и количество и виды выключателей: проходные (когда свет в зале можно выключить из кухни), сценарные, диммеры (когда вы самостоятельно регулируете силу освещенности) – сегодня придумано множество умных и недорогих технологий, значительно облегчающих жизнь.
Пример технической документации:


Подобный план очень полезен:
1) для проверки итоговой сметы, выставленной подрядчиками. Зная точную площадь любой поверхности помещения, вы можете посчитать, во сколько обойдется зашпаклевать стены, побелить потолок или поклеить обои – обычно строителями перед началом работ озвучивается цена за 1 м2 – и не дать себя обдурить;
2) для определения точного количество материалов, необходимых для отделки (чтобы потом не хранить мешок цемента на балконе или не ездить докупать, потому что не хватило);
3) при покупке мебели за границей: вы всегда можете взять проект с собой, чтобы там, выбирая комод или диван, точно знать, влезет он туда, куда вы его задумали поставить, или нет.
Зная свои площади, можно даже устраивать тендеры между бригадами и поставщиками, выбирая тех, кто предложит условия лучше, и здорово на этом сэкономить.
Мы не закладываем в проект материалы или вещи, которые невозможно купить, а предлагаем только то, что есть в наличии в магазинах и салонах города (другой момент, что из шести дизайнерских стульев в наличии будут только два, остальные – под заказ, но в Минске вообще сложная ситуация с уникальными дизайнерскими вещами). Работаем строго с тем бюджетом, который оговорил заказчик, ситуация «ой, тут на пару тысяч евро больше получилось, чем вы рассчитывали» – невозможна. Просто в одном случае это будут премиальные европейские бренды, а в другом – недорогие отечественные и российские производители.
Разрабатывая проект, дизайнер ни в коем случае не должен «творчески реализовываться» за счет клиента и воплощать собственные мечты о спальне с розовым пуфиком. Его задача – предложить максимум эстетики, функциональности и комфорта, исходя из потребностей клиента и того бюджета, в рамки которого он поставлен, и только так.
В любом случае надо понимать, что «дизайнерский ремонт» с линолеумом на полу и самодельными элементами декора обычно круто смотрится на фото в Pinterest’е, но крайне нелепо – вживую. Будем честны: дизайны интерьеров в глянцевых журналах в основном разработаны с использованием дизайнерских вещей и авторской мебели. Поэтому чтобы приблизиться к подобной картинке, нужны средства. Да, у нас были случаи, когда мы закладывали в дизайн размещение на стенах дома картин кисти хозяйки, семейных портретов в императорских образах или коллекционных гитар, но это скорее исключение, чем правило.
– Если говорить о времени, которое занимает проект под ключ – сколько это обычно?
– Технический срок разработки дизайн-проекта квартиры площадью 100 м2 – примерно месяц (это при идеальном сценарии развития событий). Если надо «побыстрее», необходимо, чтобы заказчик мог оперативно утверждать, то есть был доступен, «а не я на Майорке, перезвоните через две недели». Строительные работы занимают от 4 до 6 месяцев. То есть при любом раскладе стоит закладывать минимум полгода от первого прихода в дизайн-студию до въезда в готовую для проживанию квартиру/дом.
Важный момент: подрядчик, который будет делать вам встроенную мебель (например, кухню), делает замеры только на чистовую, то есть уже с готовых полов, стен и потолков (с финишной отделкой), в противном случае вам 100% потом придется что-то отпиливать или переделывать. Не спешите и не питайте иллюзии, что можно за месяц со всем управиться. Нельзя!
– А вот интересно: есть ли какие-то особенности в работе с заказчиком-мужчиной и заказчиком-женщиной?
– Женщины обычно дольше принимают решения, зато гораздо тщательнее готовятся и активнее участвуют в обсуждениях, перебирая и «вылизывая» каждую деталь. Мужчин же больше интересуют технические моменты: как это будет сделано и сколько стоить.
– Какие стили в дизайне интерьера сейчас наиболее популярны?
– Современные (хай-тек, минимализм, арт-деко, фьюжн).




Есть у нас в портфолио и проект белорусского дома глазами дизайнера – очень теплые были отзывы о нем.
– Насколько люди готовы и открыты к экспериментам в дизайне? Какие самые необычные «фишечки» вы внедряли?
– Бассейн в квартире на последнем этаже со SPA, сауной, парилкой и массажным столом в центре считается? (Улыбается.) В той же квартире делали еще и итальянский дворик с фонтанчиком.
Или вот делали интерьер коттеджа в стиле мезозойского периода.
– Полагаю, что начиная работать с клиентом, вам часто приходится выслушивать список того, что хочется в дизайне увидеть. А что чаще всего звучит в списке «ни в коем случае»? Какие предметы, материалы, цвета?
– Часто в немилость попадают стеклоблоки и плитка «кабанчик» – в СССР их использовали где ни попадя, так что у многих остались стойкие ассоциации с общественными банями, пионерскими лагерями, столовыми и больницами, хотя сами по себе это очень функциональные, добротные и красивые материалы.
Людей, которые просят яркие кислотные цвета, мы стараемся мягко отговорить – в качестве светильника или коврика они еще допустимы, но большие площади (например, кухонные фасады) со временем станут раздражать. Не любят люди и острые углы, особенно когда есть дети. Также сознательно отказываются от линолеума, ламината, натяжных потолков, корпусной мебели – все больше тех, кто хочет ходить босиком по натуральному дереву, а не жить в окружении пластика. Например, потолки все чаще просто грубо штукатурят либо оставляют бетонными. На крайний случай есть тканевые потолки, которые дышат. Натяжные потолки допустимы в санузлах (только ради бога не глянцевые!) – они выдерживают затопление, но как таковые мы их в дизайн никогда не закладываем.
– Насколько часто случается, что муж и жена совершенно по-разному представляют то, как должно выглядеть в итоге их жилье, и дизайнер оказывается «между двух огней»?
– Ой, иногда доходит чуть ли не до развода! Но на этот случай мы выработали такой прием: перед началом работ определяем кого-то одного, кто принимает решения. Но в целом стараемся выслушать обоих и предложить компромисс. Обычно «пропорция согласия» между супругами выглядит как 60 на 40 , где 60 – процент несовпадения мнений. То есть на каждые два пункта касательно дизайна, где муж и жена согласны, приходятся три, где их мнения кардинально расходятся!
– Какие функциональные штуки закладываются сегодня в дизайн и планировку, о которых еще лет 20 назад мы и подумать не могли, а сегодня это абсолютный must have?
– Все кухни сегодня оснащаются по последнему слову техники: обязательно холодильник, микроволновка (или пароварка), варочная поверхность, духовой шкаф, посудомоечная машина. Все больше тех, кто встраивает кофемашину, системы очистки воды (через отдельный кран). Пользуются популярностью барные стойки и кухонные острова. Обязательно ставят кондиционеры, все чащей – вентиляционные системы. Последние берут воздух с улицы, чистят, подогревают (если зима) и раздают по помещениям. В итоге люди, живущие окнами на проспект с его сажей, копотью и пылью, имеют возможность не открывать окна вообще и при этом дышать свежим воздухом.

Популярны проходные выключатели и системы управления светом, бойлеры, сейфы, электрические камины (в квартирах).
Все чаще устанавливают душевые кабины (хотя если площадь позволяет, от ванной редко кто отказывается) и системы защиты от протечек воды – в случае аварии они автоматически перекрывают стояк, уберегая от затопления соседей. Также никто сегодня уже не ограничивается 1-2 розетками в комнате – их делают много. Практически повсеместно – теплые полы и гардеробные.
Все чаще просят запроектировать биде либо псевдобиде (гигиенический душ). Страшные чугунные батареи меняют на симпатичные дизайнерские радиаторы.
– Какую обратную связь вы получали от клиентов, спустя полгода-год жизни в новом интерьере? Бывало ли так, что новая эстетика пространства меняла в чем-то восприятие жизни?
– Приезжая спустя какое-то время на фотосессию, мы видим, готовы ли были люди жить в этом интерьере на самом деле. Бывает, что ванна на кованых ножках и эксклюзивные минималистичные умывальники за 800 евро гибнут под кучей баночек, шкляночек и полотенец. В классическом торжественном интерьере далеко не все способны жить. Стоило ли на нем тогда настаивать?

Мы не убираем разбросанные игрушки – мы помогаем грамотно организовывать пространство. К слову, лучшие интерьеры получаются, когда в проект закладывается много мест для хранения, ведь порядок внутри шкафчиков не обязателен, их содержимое скрыто. Системы хранения сегодня мобильны и практичны, а мебель часто интегрируется в стены.
Кухонные зоны прорабатываются с точки зрения практичности: закрываются все места, где может что-то пролиться или возможны жирные брызги, подбираются материалы, которые легко чистятся и устойчивы к подобным загрязнениям.
Дизайн проявляется в акцентах, у нас же часто считается, что если дверь дорогая, то ее должно быть видно всем, и не важно, что она спорит с каминной зоной. Но в этом сегодня тоже наметился ощутимый прогресс! Поэтому так отрадно, приходя в гости к кому-нибудь, отмечать, как здорово и грамотно что-то сделано там, где обычно косячат. Молодцы!
ирина
19 августа, 2016 — 10:11
ремонт НЕВОЗМОЖНО закончить! Это не процесс………это состояние души
А.
19 августа, 2016 — 11:08
Спасибо, Оля! Как раз вовремя! Именно сейчас думаю о том, что предстоит ремонт в историческом доме, бывшей коммунальной квартире, где нужно делать капитальный ремонт. Нужно искать и писать архитекторам-дизайнерам, но с какой стороны к ним подходить и как найти того самого стоящего мастера своего дела – неизвестно. И заработать кучу денег =) Но думаю, что счастье неизбежно.
Ольга Примаченко
19 августа, 2016 — 11:51
ой) ну его, такой ремонт)) с другой стороны – постоянное шевеление шестеренок в голове, которое не дает мозгу застояться, в рукам – отвыкнуть от работы)
Ольга Примаченко
19 августа, 2016 — 11:51
непременно. большой вам удачи и красоты на выходе! все получится!
Ольга Соболевская
19 августа, 2016 — 16:18
Вот это отстала я от жизни! Как будто все пользуются калькулятором, а я все еще счетами гремлю….
Очень красиво, эх!
Мотивация дойти до не просто ремонта, а дизайнерского уже зашкаливает.
ХОЧУ!!!!!!
Ольга Примаченко
22 августа, 2016 — 09:29
уииии! тогда вперед!