Я очень чувствительна по утрам. Я хочу, чтобы было время умыться холодной водой, подвести глаза и выпить стакан сока до того, как мне придется общаться с людьми.
Питер Хёг. Смилла и её чувство снега
Я никогда не думала, что морозы могут так сильно выбить меня из понятного и привычного. Ну казалось бы, чего там – оденься тепло, обмотайся шарфом, натяни шапку на уши – да иди.
Главное, не забывай завещания Бродского про выход из комнаты,
наблюдай, как по-детски радостно солнце лижет мосты,
замечай, как там, где у него прилипает к металлу язык, остаются пятна.
Время замерло. Задохнулось на полуслове, подавилось буквами – и не может ни выплюнуть, ни проглотить. На проспекте по вечерам мало машин, мало людей – люди прячутся по домам, с любопытством смотрят в узкие щели. Между началом и концом ступенек можно прожить одну небольшую жизнь и много – очень маленьких.
Кожа на руках шелушится, лицо обветривается. У зимы свое, особенное видение красоты: воздух из легких, отправленный в путь под мерный сердечный стук, превращается в тонкое кружево на ресницах.
Когда кто-то включается в игру, но не выдерживает и первого хода, мне становится грустно. Хотя, возможно, игра продолжается, и я уже в дураках.
Иногда мне кажется, я начинаю жить в режиме пейджера – реагировать только на входящие.
Иногда я понимаю, что мне не кажется.
Самый большой страх – что весна никогда не придет. Беременная летом, босая, простоволосая – навсегда останется петь колыбельные январю, танцевать с февралем, по ночам хотеть соленых огурчиков, по утрам – клубники. Да плевать она хотела на город и на меня – что ей мерзнущий лоб, что ей двести моих одежек. Ветер воровато прячется по углам, нападает внезапно, сбивает с ног. И в конце резким прицельным ударом в голову – сбивает с мыслей.
Утешает лишь то, что световой день растет,
и штанишки у ночи – все короче.
Я скучаю по бегу, по легкому телу, по десятку цветастых платьев в шкафу, по рассветам, встреченным на балконе за чашкой чая.
По возможности уместить все самое нужное в один рюкзак.
Лечь спать в одной стране – проснуться за тысячу километров.
“Сахар не ешь, водку не пьешь, сигарет не куришь. Чего ты вообще тогда приперлась? Если я упаду со скуки, просто накрой меня и уйди”, – мой друг Костик умеет обнадеживать. У него свои средства справляться с холодом. Но на эти средства нужны средства, и поэтому иногда он просто присылает мне дурацкие картинки.
***
…Однажды старая женщина объясняла мне, нужна ли страсть в отношениях. Я пила сладкую домашнюю настойку, ее собака гавкала и кусала мне руки. Она потеряла мужа и уже два года живет одна: в окружении нескольких тысяч книг в квартире под чердаком.
Возвращаясь от старой женщины, села в маршрутку. Какой-то красивый молодой человек улыбнулся мне, и я продержала эту улыбку в себе до утра – настолько понравилась.
Забыла сказать: на прощанье старая женщина подарила мне книгу – “Философию любви”, в двух томах. Так я узнала, что любовь – это “прекращение дурной бесконечности” в сексуальных отношениях между мужчиной и женщиной, а тринадцатый подвиг Геракла – в сорока девяти дочерях Фесая, которых он оплодотворил за одну ночь.
…А еще, и это, наверное, прозвучит сейчас странно, я очень люблю бывать на нашем деревенском кладбище. Оно маленькое, затерянное и какое-то очень доброе, что ли. Там лежат семьями, кланами, родами. Я люблю бродить между памятников и читать надгробия: Акулина Кирилловна, Лукерья Тимофеевна, Малах Федорович, Теодора Андреевна… Мне кажется, люди с такими именами вели простую и понятную жизнь, рожали детей пачками, всех поднимали на ноги и никогда не задавались вопросами о смысле бытия, отчего и были счастливы.
…В те редкие разы, когда я бываю в деревне, я всегда иду на кладбище: слушать дятлов и читать надгробия. Потому что это дает мне надежду, что бы это ни значило.
***
На самом деле этот пост – о любви. Просто
… когда звуки повторяются достаточно часто, они превращаются в тишину.
Питер Хёг. Смилла и ее чувство снега
Февраль, 2014
Ольга Деми
30 января, 2015 — 10:34
Так что же сказала старая женщина, страсть нужна? Меня как раз мучает этот вопрос
Ольга Деми
30 января, 2015 — 10:37
А ещё бесподобно вышито, как узором по стиклу словами в тексте . близкое рядом. Но что де сказала женщина
Ольга Какшинская
30 января, 2015 — 10:53
она сказала, что страсть не длится вечно. то есть это не то, на что стоит делать ставку в браке. при этом если страсти никогда не было, она со временем уже и не возникнет. ну то есть никакие пеньюары, кружева и чулки не разожгут остывшее.
Ольга Деми
30 января, 2015 — 22:01
И какой выход ? жить без страсти ? но при этом в крепких взаимоотношениях , и спать с другими ?
у меня есть знакомая, они с мужем 10-ть лет, у них реально есть страсть, они друг друга хотят как животные, есть отношения есть страсть.
но то что чаще всего бывает именно просто легко , без всплесков, это я конечно тоже видела, и чаще всего уходили на дотрах к другим, а после уходили, но очень редкие экземпляры решаются на координальные перемены мест, котлет, и влагалищ ))) среди моих знакомых, только двое )))
как же все индивидуально ..
а у не с мужем была страсть или жизнь без?
Любовь
10 декабря, 2015 — 10:07
Благодарю!!!
Дарья
10 декабря, 2015 — 11:04
Очень красивое тонкое переплетение слов, как снежинка при близком рассмотрении.
Снежинки ведь тоже про любовь, про любовь неба к земле. ))
Ольга Примаченко
10 декабря, 2015 — 11:11
:)
Ольга Примаченко
10 декабря, 2015 — 11:11
“снежинки ведь тоже про любовь…”
красиво.
Дарья
10 декабря, 2015 — 16:19
спасибо ))
Екатерина
10 декабря, 2015 — 18:07
Спасибо, Оля! Очень люблю эту книгу, она такая… такая… роман в романе: маленький учебник по гляциологии на фоне неторопливого скандинавского детектива. И как подарок — рецепт очень вкусного чая)
Скучаю по снегу… минская зима больше похожа на затянувшуюся осень: батареи едва тёплые, кот на кресле спит, укрыв нос хвостом. Спасает кофе с корицей и Ваши тёплые посты)
Екатерина
10 декабря, 2015 — 18:19
Кстати, рецепт чая из “Смиллы…”
“Чай, который он нам делает, это еще одна такая приводящая меня в удивление частичка, но я не хочу о ней спрашивать.
Он кипятит молоко со свежим имбирем, четвертью палочки ванили и такими темными и мелкими листьями чая, что они похожи на черную пыль. Он процеживает его через ситечко и кладет нам обоим в чай тростниковый сахар. В чае есть что-то эйфорически возбуждающее и одновременно насыщающее. У него такой вкус, какой, по моим представлениям, должен быть у Востока.”
Ольга
11 декабря, 2015 — 11:05
Необыкновенный пост..красивый, тонкий,теплый…спасибо Вам!
Татьяна
13 декабря, 2015 — 10:10
Ольга, спасибо! Читаю и понимаю, что я тоже очень люблю гулять по деревенскому кладбищу…. Всегда боялась это озвучить, боялась, что меня не поймут. Мне всегда было интересно, какие жизни и судьбы прожили эти люди….
Ольга Примаченко
13 декабря, 2015 — 12:27
татьяна, так ведь нет тут ничего предосудительного или странного. это жизнь и одна из ее сторон.
часть истории.
знаете, однажды на городском военном кладбище до меня впервые дошло, какие дети воевали на Великой Отечественной войне: практически все похороненные там офицеры, лейтенанты и капитаны были моими ровесниками или младше. совершенно по-другому открылась мне война в тот день. и теперь я по-другому чувствую 9 Мая.
Ольга Примаченко
13 декабря, 2015 — 12:28
вам спасибо!
Ольга Примаченко
13 декабря, 2015 — 12:29
спасибо огромное, что не поленились привести рецепт. надо будет попробовать сделать. я сейчас как раз перечитываю “смиллу” :)
Ольга Примаченко
13 декабря, 2015 — 12:30
да, минску этой зимой определенно не хватает зимы… не хватает этого ощущения tabula rasa, обновления, начала заново. ну, будем держаться и надеяться, что еще увидим снег :)
Татьяна
14 декабря, 2015 — 13:01
Да, именно так! Спасибо Вам огромное!
Lisa Hort
21 декабря, 2015 — 00:29
У меня обратное чувство. Тоже не люблю носить на себе много одежды – как лук в загадке))) – но вот по настоящей зимушке скучаю. Наверное, чувство снега у меня очень запутанное… Зиму саму не очень люблю – я летняя. Но вот: мороз и солнце, лепить снеговика, когда под ногой что-то белое искрится и скрипит – все это помогает пережить зиму радостно, интересно. А серая дождливая зима – это вечные муки в ожидании лета. :)
Ольга Примаченко
21 декабря, 2015 — 12:10
да!…
Сонный Кролик
3 января, 2016 — 23:23
А я думала я одна такая не нормальная – любительница кладбищ. Никогда их не боялась. На днях в пять утра шла практически по нему. Это не передаваемой чувство – здесь все спят. И зла не творят.
Я странная, да?
Анна
11 декабря, 2016 — 17:17
Это почти масала-чай, индийский, только в оригинале с нем гораздо больше специй. Поэтому вкус Востока, правильно, да:).
Мария
12 декабря, 2016 — 11:26
Спасибо за оригинальный и легкий текст) Образы просто замечательные! Люблю Ваш стиль)
Дарина
13 декабря, 2016 — 02:14
Помню, когда-то прочитала, что зимой даже звездам холодно, поэтому они съеживаются… Колючие звезды в колючий мороз. И ты, сама в колючем свитере (потому что он самый теплый) выходишь на улицу, а там…
…такой простой, такой искренний и настоящий снег. И очень мягкий, он тает в руках, щекочет нос и щеки, утаптывается под ногами.
Зима, словно ежик, вдруг развернулась мягким пузом к верху.
И вдруг тебе тоже захотелось сбросить оболочку – эту колючую видимость, – чтобы вновь стать нежной, искренней и пусть даже ранимой.
Улыбнуться прохожим, словить ртом пару снежинок, потанцевать под скрипучий голос снега, а еще упасть на его мягкое пузо и подмигнуть замерзшим звездам, – вдруг им станет веселее :)
Дарина
14 декабря, 2016 — 17:13
Я недавно встретила маленькую девочку на прогулке. Она собирала в замерзшем песке на площадке листья и прятала папе в карман.
Он сначала молча наблюдал, а потом спросил: “Зачем?”
И ответ, такой нежный и по-детски непосредственный разом осветил все вокруг: “Папа, это – листики-сердечки, и им холодно…Давай возьмем их к себе?”
Улыбнулись все, даже небо ?
Так хорошо, когда есть кому положить сердце в теплый карман, чтобы оно могло согреться ?
rorshah_x
17 декабря, 2016 — 22:06
Эх..а для меня зима, как и весна, период депрессии. Почему-то это так последние года 4. И не знаю как с этим справиться. Хотя наверно есть способ. Просто не быть одному. Однако для меня изменить это так тяжело и кажется я так и останусь одиночкой навсегда. Единственное время года , когда забываю о многом это лето. В эти солнечные и не очень дни радуюсь почти всем моментам, особенно когда приезжаю в деревню. Природа всегда меня сводила с ума. Очень часто хожу по разным уголкам деревни и наблюдаю за всем происходящим, видя в этом что-то свое необычно, не то что видят остальные, не просто обыденность, а что-то большее. Во всем простом видится великая красота момента. Особенно нечто невообразимое – это закаты и рассветы. Кажется от них заряжаешься особенной энергией. Буйство красок и бесконечная тишина , что может быть прекраснее? Однако это теплое время года быстро проходит и снова возвращаюсь к тому с чего начинался год, а в душе снова жду лето – поры приносящей немножко счастья…