“Я не буду ему звонить первой. Из принципа” – когда я слышу подобное, мне хочется сделать говорящий жест “рукалицо” и драматично закатить глаза.

фото

Принцип стал очень удобной позицией, из которой можно не раниться, не переживать боль и не расти. Звучит красиво, веет благородством, намекает на наличие характера. Есть, мол, стержень и желание гнуть свою линию. Как в бородатом анекдоте про мнения, которых всегда только два – одно мое, а второе неправильное.

Идти на принцип лично для меня стало стратегией-моветоном. И идущие на него представляются мне капризными маленькими детьми, чье поведение всегда на одну половину состоит из жестокости, а на вторую – из еще не развитых чувств и неведения, что творят.

Характеристика “принципиальный” для меня не комплимент, а сигнал, предупреждающий об опасности, – я стараюсь не пускать в свою жизнь людей, для которых сохранить образ последовательного человека важнее благополучного и выгодного для всех сторон разрешения ситуации. Это как сесть в автобус, чтобы добраться до Гомеля, но под Толочином понять, что едешь в Витебск, – и не сойти. Из принципа.

фото

Хорошо знать цену своему слову. Плохо – каждому ее называть, боясь продешевить. Я видела много пар, которые расстались из-за того, что пошли на принцип вместо того, чтобы пойти друг другу навстречу. Так, пресловутую формулировку при разводе “не сошлись характерами” можно без какого-либо смыслового ущерба переделать в “не совпали принципами”.

А теперь маленькое, но крайне важное для прояснения вопроса замечание: имеет смысл разводить понятия принципа и правила. Когда кто-то говорит “я не беру взяток”, он говорит не о принципе, а о нерушимом жизненном правиле, которое нарисовалось не спонтанно, а сформировалось и было принято как заповедь еще тогда, когда кто-то впервые предпринял попытку дать ему денег в конверте. А вот там, где из правила появляются исключения, на сцену выходит принцип.  Не брать взятки от бедных, но при этом не гнушаться поднесений богатых – это принцип.

фото

Принцип – всегда частность, часто – возникшая спонтанно, сиюминутно, под влиянием сильных эмоций (мы сейчас говорим о значении этого слова в контексте человеческого поведения, оставляя вне границ механику, биологию, философию и остальное). Не убивать, не красть, не лгать, не прелюбодействовать, никогда не поднимать руку на женщину – узловые точки-правила внутренней системы координат, не подлежащие обсуждению, не вызывающие сомнений. Невозможно “пойти на правило”. А вот на принцип – легко.

В Древнем Риме принципом именовался воин тяжелой пехоты. Именно из них формировался первый ряд римских легионов – оборонительный пояс из облаченных в доспехи воинов со щитами, копьями и мечами, прорвать который было делом сложным и опасным. Возможно, отсюда и произошла поговорка “пойти на принцип” – то есть в некотором смысле “полезть на рожон”, броситься в атаку, не думая о последствиях.

Наверное, чтобы было не так страшно.

фото

Потому что сделать заявление о своем поступке “из принципа” несложно. Сложно – заставить себя продолжать двигаться по пути, с которого давно следовало бы уже сойти – на развязку. Ты не на немецком автобане.

Жаль, что голос Ильи из навигатора с его не терпящим возражений “вы ушли с маршрута” не звучит так же сурово и в жизни: думается, вовремя сделанное предупреждение “вы пошли на принцип”, прозвучавшее в нужный момент, многим бы помогло избежать бессмысленных и болезненных столкновений.

На принцип идут, когда боятся взять время остыть и подумать, а стоит ли игра свеч, и если да, то не свечи ли это от геморроя. Принципиальность питается эмоциями, как гусеница листьями шелковицы. Это всегда в чем-то месть, потому что идущий на принцип четко осознает, кому и какие неудобства доставляет, причиной чьего огорчения становится. Более того – именно эти цели он и преследует. Конечно, неосознанно. Ведь осознается в этот момент только то, что ты поступаешь “правильно”. Неважно, кому и как долго потом будет больно; неважно, как сильно потом буду мучиться я сам, главное – выдержать “принцип”.

Последовательность – хорошее качество, но она не всегда тождественна разумности. Однажды цена упертости может оказаться слишком высокой.

фото