Я не знаю, что такое быть взрослой. И это не дает мне покоя.
Мне 32 года, у меня высшее образование, пятнадцать лет профессионального стажа, второй брак, дом, муж, ребенок, сотни тысяч людей в год в качестве аудитории блога, ждущих от меня истин, а я до сих пор не могу сказать о себе «я взрослая» без того, чтобы не скатиться в иронию и ха-ха про «тетку» и «уже можно».
И это пугает. Потому что к этому возрасту я пережила достаточно инициирующих опытов, чтобы перейти какой-то обязательный «программный» мост, связующий то и это. Где то – подкроватные страхи детства, неуверенность и вопросы переходного возраста, максимализм и идеалы ранних двадцати. А это – если не противоположное, то точно качественно иное: спокойствие, устойчивость, бесстрашие перед завтрашним днем, согласованность внутреннего выбора и внешних обстоятельств, совпадение с собой по краям. Когда окружающие люди или по размеру, или на вырост, но никогда не малы, а чувства – те, с которыми можешь справиться, с которыми знаешь, что делать. По крайней мере, под внезапной тяжестью которых не ляжешь на пол растерянно и разобранно однажды в феврале:
«вот она я была – вот меня ее нет».
Я могу вспомнить навскидку всего несколько человек, которых я ощущаю как взрослых. Это женщины, и они меня завораживают – умением четко формулировать мысли, работать с реальностью, обращаться со своими пределами и чужими границами, смеяться и плакать – но без публичных разборов собственных травм и слабостей, пугающего обнажения до кости.
Это взрослость, которой почти не осталось. Сегодня как никогда раньше я все больше вижу усилия, направленные на доласкивание «внутреннего ребенка». Словно решить проблемы с миром и отношениями в нем можно, наконец-то долюбив, дообнимав и добаловав себя. Будто мы долго-долго стояли на паузе – и вот теперь кнопка отжата, да только… Папа и мама были на тридцать лет моложе, бабушка и дедушка – живы, за окнами скрипела несмазанными колесами телега иного времени. И нет больше ни тех людей, ни тех нас – только смутные образы в голове, несколько горьких фраз, звоном отдающих в ушах, да неотпущенные обиды.
И ничего о том, как быть взрослыми. Не доигрывающими в детство молодыми и зрелыми людьми, меряющимися фантиками, со скачущим от игрушки к игрушке вниманием, тонной предъяв к уже престарелым родителям, а взрослыми – которые не ищут себя, а знают, что они и не терялись-то никогда, главное – строй свои смыслы и держись того, что есть ты.
Я не хочу лелеять в себе воображаемого ребенка – я хочу быть взрослой адекватной мамой для моего реального. Той, которая не заваливается в детские реакции «как ты мне, так и я тебе», не пытается «понравиться и задружиться», не боится однажды услышать «дура» и «я тебя ненавижу».
Мне жаль, что мне не на кого смотреть – не издалека, затаив дыхание, а вблизи. Что приходится учиться взрослым ответам и поведению, стоя в уголке фейсбука, внимая, наблюдая и анализируя, а не живя в этом опыте изнутри. Потому что слишком много вокруг детей, формально вырвавшихся на свободу «от» (с помощью психолога или индивидуального самокопания), но по сути – не знающих, что с ней делать. Куда жить дальше. Как. Что провозглашать сейчас. Ведь невозможно без манифестов. Без четкой позиции по любому вопросу. Без борьбы «за».
Я серьезно: у меня реальный голод по Взрослым в этом мире. Чтобы понять, перенять и дорасти самой. Я же кожей чувствую, что быть Взрослым – хорошо, быть Взрослым – можно. И для этого не нужно инициироваться до полусмерти всякими страшными событиями, чтобы повзрослеть резко, грубо, за одну ночь, до седины на висках.
Сдается мне, что статус Взрослого дискредитирован тихо состарившимися детьми и подростками, от «взрослости» у которых только возраст в паспорте и грузовик вещей.
Когда год назад я наконец-то прочитала «Питера Пэна» Джеймса Барри, я не испытала ничего, кроме отвращения. Не знаю, какой еще посыл закладывал автор, кроме как «быть взрослым – отстой», но мне не хочется оставаться веселой, непонимающей и бессердечной, чтобы уметь летать.
Анастасия
14 марта, 2018 — 17:17
А мне нравится фильм “Волшебная страна”. Фильм о Джеймсе Барри – человеке, который был Питером Пэном)) Но это небольшая ремарка.
Спасибо за текст, заставил задуматься.
Карина
14 марта, 2018 — 20:56
Сложно найти в Вашей статье что-то,с чем можно не согласиться. Мне 50. Вокруг меня ,начиная от самого ближнего круга до огромного “просто знакомых”, инфанты всех амплуа. Я тоже не исключение. Выделяюсь пожалуй только тем,что благодаря психологической профессии продолжаю “разбор полетов” и за себя,и за того парня. И тем,что в какой-то момент нашлось нужное количество воли,ума и смелости разобраться в собственной незрелости со всеми вытекающими. Но что сейчас беспокоит ,вокруг почти совсем нет зрелых мужчин. Процесс как-то все затрагивает женщин и ,игра все дальше идет в одни ворота. Думалось,что это только в нашей стране такое наследие “выносящих все на своих плечах” женщин. Но,нет . Читая зарубежных коллег,понимаешь- там тоже эти проблемы,просто этиология,патогенез и течение “болезни” с другими оттенками.
Анна
15 марта, 2018 — 11:33
Ну вот я взрослая. Говорят, всегда такой была, почти с самого детства. Плюс жизненные события дальше заставляли взрослеть.
Ольга Примаченко
16 марта, 2018 — 09:01
про детство есть момент. вам это и тогда говорили, в детстве? мол, “ты уже взрослая, не плачь”? в какие-нибудь 5 лет?
Екатерина
21 марта, 2018 — 16:56
Ольга, у Вас прекрасный соведущий передачи “Психология на вынос”. Лично мне очень помогают “повзрослеть” и посмотреть на вещи трезво его материалы. Сейчас как раз один из его тренингов прохожу (сам себе психолог).
По поводу дефицита взрослых, очень согласна.
Ольга Примаченко
22 марта, 2018 — 10:27
спасибо! Павлу передам! :)
Ната Верещако
22 марта, 2018 — 10:59
Как удивителен вот этот феномен – своевременности Ваших текстов, Оля, для многих-многих современников.
Такое ощущение, что все мы – ниточки одного тканого полотна, которое движется куда-то под дуновением Чего-то. И все мы переживаем и чувствуем одно, а Вы это вербализируете, и становится немного яснее и чуточку полегче… переживать всё это.
Уже довольно давно я маюсь осознанием себя невзрослой и того, что вокруг меня такие же несмышлёныши.
С этим запросом я обращалась за подмогой к психологу. Резюме нашей с ним работы было таким – взрослеть мне противопоказано, ведь это мой “изюм” и мой способ восприятия радости.
Ну ок.
Но ведь не отпустило.
И по-прежнему хочется закрыть уши, чтобы не слышать от тех, кто рядом и любим, о том, как трудно, непонятно, одиноко, страшно, недоверчиво, недоступно, нереально, неизвестно.
Я часто думаю – ну, а чего я хочу? Сбежать из этого детского сада, от всех этих растерянных Незнаек куда-то в надежде встретить хотя бы одного Взрослого? Чтобы вцепится в него своими вялыми, уставшими от поисков ручонками, и пусть он хотя бы на пару миллиметров протащит меня в сторону Туда, где всё хотя бы немного понятнее?
Но что-то подсказывает мне, что нет никакого чего-то и кого-то, что сильнее и кто знает все ответы. Что могучеть и отвечать нужно как-то самой. “Но это не точно”.
Ох, вообщем, Оля, как всегда, своевременно, в потоке, созвучно, близко, больно, с капелькой надежды. Спасибо.
Ольга Примаченко
22 марта, 2018 — 18:41
потрясающий комментарий. спасибо.
Анна
23 марта, 2018 — 10:31
Ну всем в детстве хотя бы пару раз говорили: Ты большая девочка, не реви, до свадьбы заживет.
Нет, мне кажется, я “взрослой” родилась. Так тоже бывает. Наверное. Только я начинаю играть в девочку, как-то фальшиво получается.
Хотя, Бог его знает, что там в том детстве у нас вскрывается. Может, и это незакрытый гештальт.
Маруся
1 апреля, 2018 — 21:59
Не только меня оказывается утомляет популярный ныне: «внутренний ребёнок»…«маленькая девочка»…долюбите её, докачайте, побалуйте…Да всё уж, набаловались, ядрёна вошь, взрослеть пора. Пора долюбливать своих, добаюкивать…и ведь самое обидное, что они всё равно найдут повод сходить к психологу через 30лет..и будет новомодный диагноз – «перелюбленный ребёнок».
И хочется добавить: ты уже взрослая, Оля… не может ребёнок выдавать такие мысли.
Ниче, что я на ТЫ, с взрослыми ведь не положено)))
Марианна
8 августа, 2018 — 23:01
В 32, возможно (имея за плечами трёх детей, 18 лет работы, диссер, открытый бизнес, и прочая, и прочая, я тоже, пожалуй, себя взрослой не ощущала. А вот очень похоже, “взрослые – это мы? Серьезно?”
Теперь, спустя 11 лет, я точно знаю, что я взрослая. Не такая идеальная, как тут описано, вот всегда, и во всем, и так далее. Есть вещи, которые меня, конечно, разломают, если случатся. Я не биоробот. Но я взрослая, достаточно хорошая, достаточно устойчивая, и спокойно выдерживающая всяких “тыдур”. Ничего сверхъестественного, просто тренировка, и все.