Посмотрев программу, вы узнаете:

  • лайфхак, как захотеть сделать скучную работу (например, помыть посуду);
  • почему мы ждем понедельника, нового года, первого дня месяца или растущей луны, а не начинаем «здесь и сейчас»;
  • почему человек саботирует свои желания — вроде и очень хочет, но оттягивает до последнего;
  • бывают ли «правильные» и «неправильные» (не идущие изнутри, а навязанные извне) желания;
  • почему списки желаний и целей, которые мы составляем в Новый год, обычно совершенно и не работают — и как составить такой, который будет;
  • как бороться со страхом перемен и неизвестности;
  • какая стратегия эффективнее: все или ничего или «маленьких шажков», но каждый день;
  • как найти баланс между упорным, но безрезультатным следованием одной цели и прыганьем с одной задачи на другую, отступая при малейших трудностях на горизонте?

Текстовая расшифровка эфира

Человек в вопросах начинаний удивительно парадоксален. С одной стороны, он постоянно хочет что-то начинать, ему скучно, если это не так. Индустрия развлечений гораздо более доходное занятие, нежели оружие и нефть. Если человек 10 минут посидит, ничего не делая, он будет готов делать любую работу. Если есть деятельность (любая, особенно скучная), крайне желательно сесть и ничего не делать 10 минут – это даст сильный толчок ХОТЬ ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ. Человек не любит ничего не делать. С другой стороны, при этом человек достаточно трудно начинает.

– Почему «начальные» временные точки (понедельник, новый год, первый день месяца) имеют для человека так много значения, чтобы начать? Зачем нам это символическое «обнуление» счетчика?

Магическое мышление человека. Нам кажется, что начальный период это Начало, и ЕСЛИ В НЕГО НАЧИНАТЬ, РЕЗУЛЬТАТОВ БУДЕТ БОЛЬШЕ (симпатическая магия – магия подобия). В деревенских семьях было поверье, что если у женщины маленькая грудь, а она хочет ее больше, надо есть капусту – капуста круглая, как грудь. В Конце не начинают («на убывающую луну», например).

Люди очень погружены в иллюзорное мышление. Исследование: представьте себе, что вы покупаете на аукционе свитер исторической знаменитости. Например, Гитлера, 100 у.е. А потом его постирали – стоимость вырастет или уменьшится? А Кеннеди? Магия контакта!

В новых начинаниях крайне важно НЕ ПРОВАЛИТЬСЯ. Исходя из этого человек подспудно думает: если я начну в ПРАВИЛЬНОЕ ВРЕМЯ, это повышает шансы на успех, словно нечто гарантирует.

–  Почему так сложно начать что-то делать вот прямо сейчас, сегодня, в среду вечером, посмотрев передачу?

Прямо сейчас начать тяжело, потому что нам кажется, что к НАЧИНАНИЮ НАДО ПОДГОТОВИТЬСЯ. И чем оно серьезнее, тем лучше подготовиться. Начинать что-то серьезное «опасно» – всегда есть шанс провалиться, и для человека это невыносимо.

У людей есть УСТАНОВКА НА ЗАДАННОСТЬ ИЛИ НА ПРИРАЩЕНИЕ (РАЗВИТИЕ). Для последних «провал» значения не имеет, для них это просто некоторое событие, в котором нет ничего ужасного. А для людей с установкой на заданность это доказательство их несостоятельности.

Исследование: дети с разными установками решали головоломки. Когда им предлагали перейти на уровень сложности выше, дети с установкой на заданность не хотят, а на развитие – с удовольствием. Для них ошибиться не страшно, ошибка как лоцманская веха.

Человек думает: я начинаю СЕРЬЕЗНОЕ ДЕЛО, надо ПОДГОТОВИТЬСЯ. Но есть дела, к которым совершенно не нужен такой подход! Люди с установкой на развитие говорят: давайте попробуем, там будет видно! Иногда мы ослеплены идеей, это не очень хорошо, но если вы все продумали, то тянуть не надо.

–  Почему вообще человек саботирует свои желания? Это форма протеста слову «надо»? Или просто «неправильные» (не идущие изнутри, а навязанные извне) желания?

–  Почему человек может что-то НЕ ДЕЛАТЬ:
1) человек может быть истощен, без сил, эмоционально выжжен;

2) он не видит СМЫСЛА (в чем выгода?) – дети этим часто «страдают». Выготский заметил, что дети могут начать что-то делать, потом устать, но если дать им другой смысл (не прописи рисуют, а выводят магические заклинания либо соревнуются друг с другом) – они начинают работать активнее!

Исследование: отстающие дети-старшеклассники учили малышей – и сами начинали учиться лучше. Их учеба приобретала ДРУГОЙ СМЫСЛ. Дети учатся плохо, потому что в классе сложилась атмосфера нетерпимости к хорошим оценкам (заучка, ботаник);

3) наличие эмоционального отторжения к задаче (страх, отвращение, стыд и т.д.)
Насчет ИСТИННОСТИ желаний. Есть концепция, что желания делятся на «я сам решил, захотел, это мое» и «меня заставили». Это не так. Мы эмоционально зажигаемся – а потом «трезвеем». Желания не навязывают – они рождаются у нас, потому что мы к этому готовы (реклама) (в отличие от шантажа, например). Человеку естественно зажигаться по любому поводу, не сильно думая (ой, хочу дачу!). А вот серьезные размышления о перспективе покупки хорошо усмиряют.

–  На Западе в Новый год есть традиция составления списка резолюций – обещаний самому себе что-то сделать (переехать, похудеть, сменить работу). Они призваны мотивировать и дисциплинировать. Правда… часто не работают. Как ты думаешь, почему?

–  Списки плохо работают, потому что люди крайне паршиво ПЛАНИРУЮТ в целом. Мы очень плохо предусматриваем будущее. НАМ КАЖЕТСЯ, ЧТО У НАС ОБЯЗАТЕЛЬНО БУДЕТ БОЛЬШЕ ВРЕМЕНИ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ. Только решил начать ремонт, а тут то другу надо помочь, то маме, то на работе завал. Мы не закладываем форс-мажоры и не учитываем особенности себя либо объективной реальности (краска долго сохнет, что-то сложнее делается, чем представлялось).
Мы хотим не есть сладкое, но не учитываем количество стресса, который привыкли им заедать. Или друзья привезли заморские вкусные, или на дегустацию пригласили, или ребенок заболел и ты распереживался.

Обещания из списка невыполнимы, потому что мы их нереалистично выбираем. Мы думаем, что у нас будет время и возможность, мы планируем их на некое ИДЕАЛЬНОЕ будущее. То есть этот список не для реальности, а для идеальности :)

– Так что же делать? Не давать себе обещаний, не ставить целей?

–  Такие списки нужно делать так: один пункт на всю жизнь! Он будет работать, если будет ОДНА БАЗОВАЯ ЗАДАЧА НА ДОЛГИЙ ПЕРИОД (год, два, три).
Мотивация и дисциплина это так или иначе форма навыка (ВЫУЧЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ). Мы говорим себе: друг, похудей. Начни проводить больше времени с женой. Будь хорошей матерью. Но на самом деле вы имеем дело с некоторой формой поведения, которая нас не устраивает. Мы выучили, что в стрессе мы жрем сладкое или курим. А такое поведение необходимо ПЕРЕУЧИВАТЬ, а это в разы труднее, чем учить новенького-голенького. Это подтвердит любой тренер.

Сложность в том, чтобы ПЕРЕУЧИТЬ себя на какое-то новое поведение, а это требует колоссальных усилий. Поэтому прока в таких списках нет, кроме привития себе дополнительного чувства вины.

Если ты один раз не справился, это не значит, что ты плохой или не получится никогда. НАДО УЧИТЬСЯ. Это ДЛИТЕЛЬНЫЙ процесс, и это надо знать! Так что составляйте для себя не СПИСОК, а грамотный УЧЕБНЫЙ ПЛАН.

–  Мы уже говорили, но сейчас не лишне повторить еще раз: как бороться со страхом перемен и неизвестности?

–  Наши установки – это выученная идея, выученный взгляд на мир, а не врожденное «проклятье». Можно ПЕРЕУЧИТЬСЯ.

1) Ничего страшного не случится, если вы скажете себе: один раз не получилось, но это ничего обо мне не говорит. Сначала человек этому не верит – человек считает, что СРАЗУ ДОЛЖНО получиться.

2) Относиться к каждому событию как к уроку, как к возможности чему-то научиться, какие выводы сделать, «что я теперь об этом знаю?».

3) Приступая к новому делу, спрашивайте себя: чему это вас научит, и чему я научусь в том числе, если проиграю? Ищите возможности!

И здесь хорошо бы помнить, что учиться это хорошо и весело, а не «выучусь неправильно – меня накажут».

Далее: делайте ПЛАН ОТСТУПЛЕНИЯ – «что я буду делать, если не получится». Он нужен, чтобы НЕ ПЕРЕЖИВАТЬ. Как ты будешь себя успокаивать, если у тебя не выйдет? Обучение никогда не идет равномерным, оно всегда характеризуется спадами (кривая обучения подразумевает регулярный откат назад).

Ничего страшного от вашего проигрыша не будет. С вами все в порядке, вы просто прикладываете усилия не в том направлении, или работаете не с тем тренером, не по нужной вам методике.

–  Тебе по жизни вообще какая стратегия ближе: все или ничего или «маленьких шажков» каждый день? Какая из них эффективнее?

–  Информация лучше усваивается ПОТИХОНЬКУ, НО РЕГУЛЯРНО, мелкими усилиями. В психологии сейчас вообще все смещается в сторону андрогогики – переобучения взрослых. Проблемы ведь или из-за органических нарушений мозга либо неправильной социализации («все или ничего»). Поэтому надо начинать аккуратно и медленно!

–  Гуру бизнеса часто повторяют, что своему успеху они обязаны тому, что никогда не сдавались. Но ведь неудачи ужасно расстраивают и демотивируют. Как справляться с полосой неудач? Может, иногда и правда лучше все бросить? Как вообще найти баланс между упорным следованием одной цели (через неудачи) и прыганьем с одной задачи на другую, отступая при малейших трудностях на горизонте?

Никогда не сдаваться – это и есть установка на приращение. И не забывайте про элемент удачи. Диверсифицироваться. Если что-то долго не получается, то, скорее всего, нужно менять стратегию, но все равно продолжать делать. Если у ребенка не получается выучить стих тупым повторением, надо поискать другой вариант выучивания, например, пропеть его или учить с конца.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •