«Что люди скажут?!» – главный аргумент родителей в любом споре. Что скажут люди на то, кем ты работаешь, как отдыхаешь, какие фильмы смотришь, с кем встречаешься или почему до сих пор один…

Почему для нас так важно социальное одобрение и действительно ли один в поле воин – разбираемся в новом выпуске программы «Психология навынос» с Павлом Зыгмантовичем.

Вы узнаете:

  • зачем нам жизненно важно получать одобрение людей из своего круга;
    в каких ситуациях увеличивается интерес общества к религии;
  • почему «я хороший человек» вовсе не означает, что «я приду на помощь, когда понадобится»;
  • что такое эффект общей судьбы и почему в вагоне метро мы будем вести себя по-другому, чем на многолюдной улице;
  • что нужно, чтобы сделать успешную карьеру бунтаря;
  • как сделать из экстраверта интроверта за 5 минут;
  • что такое дилемма деятеля–наблюдателя и почему нет ничего невозможного для того, кто не обязан делать это сам…

Скачать видео (157 МБ)
Скачать аудио (27 МБ)

Текстовая расшифровка эфира

Есть два типа обществ: общество индивидуальное, где на первом месте личность, и общество коллективистское, где важнее коллектив. Глубинная, базовая потребность человека – быть правым. В коллективистском обществе четко прописано, кто, что и когда должен делать. Это дает ощущение спокойствия: «Есть социальные нормы, и я все делаю правильно». В коллективистском обществе его поддерживают и говорят, что человек прав.

В атомизированном обществе нет людей с едиными групповыми нормами, которые рассказывают, как надо жить. Это может быть приход церкви, коммуна, община. В 60-е годы в нашей стране было странно не пойти в армию. Ни у кого не было переживаний на этот счет.

Три типа реакций на социальное влияние

Социальное влияние – любое воздействие со стороны других людей. Это одобрительный взгляд, хмыканье, прямые слова, прямые действия, статья в газете, реклама. Первая реакция социальному влиянию – подчинение. «Я не хочу, но не могу сопротивляться». Второй вариант – идентификация. «Я делаю, потому что делает кто-то еще, для меня важный». Но желание походить на кого-то не означает истинного собственного желания. Третий вариант – интернализация. Какое-то социальное влияние включается внутрь человека, и человек делает так, потому что это правильно. Он верит, что это правильно, и решает сам.

Это можно показать на примере отношения к обязанности пристегиваться. «Я пристегиваюсь, потому что меня оштрафуют» – подчинение. «Я пристегиваюсь, потому что так делал мой отец (или потому что в фильмах всегда пристегиваются)» – идентификация. «Я пристегиваюсь, потому что я считаю это правильным» – интернализация.

Как называется влияние меня на общество, когда я говорю «Нет, и не буду».

Это сопротивление. Люди обожают сопротивляться, когда на них давят. Чем меньше давление, тем эффективнее воздействие. На самом деле сопротивление – часть интернализации. «Я сопротивляюсь, потому что я считаю это неправильным, а это свое – правильным».

Почему в кризисные времена часто ищешь более сильного человека в своем окружении и интуитивно ищешь лидера?

Когда физическая реальность становится очень непонятной, люди особенно опираются на социальную реальность. Если человек не понимает, что с ним происходит, он начинает смотреть на того, кто понимает или делает вид. В 1991 стало расти число сект, финансовых пирамид, вырос интерес к традиционным религиям. Из-за неустойчивости и неизвестности хочется подойти к тем, кто уверен. В сытые годы люди достаточно хорошо чувствуют себя в атомизированном состоянии. В голодные годы люди живут гуртом, потому что так легче.

Почему общество так не любит выскочек? Что лежит в основе фразы «не высовывайся»?

Это, скорее, зависть, хотя надо изучать отдельные мотивы в конкретных случаях. Если кто-то выбьется, то остальные на его фоне будут не так хороши.

Порой те, кто получает повышение, сталкиваются с непониманием коллег.

Это непонимание часто сопровождается словами «ты изменился» или «ты загордился». Поведение действительно меняется, и оно не очень зависит от самого человека.

Человеческое поведение на 85% зависит от ситуации, в которой мы находимся, и только на 15% – от личных качеств. Это подробно описано в книге Росса и Нисбетта «Человек и ситуация». Люди говорят, что человек поменялся, потому что он ведет себя по-другому, стал требовательнее, меньше с ними общается.

На самом деле начальник – это другая ситуация, нежели подчиненный, и там масса новых факторов, которые определяют поведение. У нас на работе есть какая-то значимая группа. Когда вы были подчиненным, это были ваши коллеги. Раз вы стали начальником, значимой группой становятся такие же начальники. Меняется круг общения, и в этом нет ничего страшного. Конечно, можно сохранить дружеские отношения с подчиненным, но это требует неимоверных усилий.

Если ты считаешь себя хорошим, это совершенно не значит, что ты придешь на помощь в сложной ситуации. Почему люди проходят мимо, если кому-то нужна помощь?

Это опять власть ситуации и не значит, что люди подлецы. Они так себя ведут, потому что их много. Если человек один и видит, что кому-то нужна помощь, он быстрее отреагирует и окажет ее. Мы не каждый день сталкиваемся с ситуациями, когда кто-то в беде, и физическая реальность становится непонятной.

Когда людей много, каждый ждет реакции от другого. Когда подрывается один, все остальные тоже спешат на помощь. Если вы упали или вам нужна какая-то помощь, не просите людей помочь вообще. Обращайтесь конкретно к определенным людям. Чем больше людей, тем в меньшей мы безопасности.

Хотя если кто-то падает на улице, к нему подходит один человек из ста. Но если кто-то падает в вагоне метро, к нему подойдет больше людей. Это событие воспринимается как общность судьбы. Люди очень любят объединяться, главное дать им любой признак: день рождения в один день, общую школу, родной город, любимый писатель, знак зодиака, марка автомобиля.

На чем сосредоточить внимание, чтобы почувствовать себя частью незнакомого коллектива?

Общий признак, что вы незнакомы: «Я не знаю вас, вы не знаете меня». На основании этого можно сплотиться, а потом с каждым искать какую-то общую зацепку.

Почему нашим родителям важно, что люди скажут?

Это групповые нормы, что является естественным процессом. Групповые нормы возникают везде и всегда. Если в этой группе меняется состав, групповая норма никуда не пропадает. Это достаточно разумная вещь, особенно в коллективистских обществах, где нет четкой системы правопорядка. Лучший надсмотрщик – в вашей голове. Людям важно, что скажут друзья, коллеги, односельчане. Социальная изоляция – достаточное серьезное наказание для человека.

Разумеется, любую групповую норму можно осмыслить. Но чаще всего они разумны. Например, норма не мусорить на улице. Если человек кидает что-то, остальные смотрят с осуждением.

Если в компании предлагают сделать что-то, чего не хочешь делать ты один. Как выкручиваться из этой ситуации?

Далеко не факт, что все остальные хотят это делать. В такой группе каждый может думать: «Я не очень этого хочу, но все же хотят». Это называется спиралью замалчивания. Достаточно одному человеку сказать: «А может, не надо?», и есть шанс, что остальные согласятся.

Бунтарь – человек, который говорит то, что думает большинство и попадает в струю. Пример этому – Цой, Макс Корж, The Beatles, которые ухватили нерв поколения и которым повезло. Если ты выражаешь мнение меньшинства, ты юродивый.

Как за 5 минут из интроверта сделать экстраверта, и наоборот?

Мы набираем определенное количество человек, которые по шкале экстраверсии более экстраверсивны, чем один человек. В этой компании он будет интровертом. И наоборот, в компании интровертов один будет менее интровертирован, другой – более. Главное, создать ситуацию, в которой человек вынужден будет проявлять определенные качества.

Нельзя ставить ни себе, ни другим диагноз – интроверт или экстраверт. Сначала надо побывать в их ситуации, а она складывается из объективных и субъективных факторов. Со стороны всегда все очевидно, но когда человек находится внутри ситуации, он оценивает ее иначе. Побороть свои склонности позволяет когнитивный барьер, некое знание.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •